Страница:Сборник материалов по русско-турецкой войне 1877-78 гг. Вып. 2. (1898).djvu/382

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


29 августа канонада возобновилась въ 5 ч. утра.

Утромъ 29 августа турки сдѣлали сильную вылазку противъ нашего лѣваго фланга, но были отбиты съ большимъ урономъ. Затѣмъ къ вечеру нашъ лѣвый флангъ, подъ начальствомъ Св. Е. В. г.-м. Скобелева 2-го, занялъ еще одну высоту, съ которой можно дѣйствовать по непріятельскому укрѣпленному лагерю и по городу. Непріятель оказалъ лишь слабое сопротивленіе.

29 августа съ 9 час. утра до 2 час. пополудни Е. И. В. Главнокомандующій изволилъ объѣзжать позиціи IX и IV корпусовъ. Въ то время, какъ Е. И. В. подъѣзжалъ къ главному резерву, турки, повидимому обративъ вниманіе на многочисленную свиту и конвой (къ тому же за Е. И. В. везли его распущенный бѣлый значекъ), открыли по свитѣ огонь. Третья граната (двѣ перелетѣли высоко) пролетѣла надъ самыми головами и врылась въ землю непосредственно за главнымъ резервомъ[1], по фронту котораго проѣзжалъ въ это время Великій Князъ. Послѣ этого Е. И. В. приказалъ свитѣ своей и конвою отъѣхать за гребень и ѣздить въ разсыпную. Съ исчезновеніемъ цѣли турки перестали направлять выстрѣлы въ это мѣсто. Объѣхавъ резервъ, Е. И. В. изволилъ остаться еще около 1½ около него, выбравъ для себя мѣсто нѣсколько впереди, съ котораго удобно было наблюдать за нашими и за турецкими батареями и за ходомъ боя на нашемъ лѣвомъ флангѣ. Мѣсто это не было, однако, безопасно отъ непріятельскихъ выстрѣловъ; турецкія гранаты падали и разрывались въ разстояніи отъ 50—100 саж.

Наблюдая за ходомъ артиллерійскаго боя, Е. И. В. вмѣстѣ съ тѣмъ изволилъ выслушать проэктъ диспозиціи для штурма на 30 августа, прочитанный начальникомъ штаба IV корпуса полк. Новицкимъ. Къ вечеру была прислана окончательно составленная диспозиція слѣдующаго содержанія:

Диспозиція по Западному отряду.

Завтра, 30 августа, назначается общая атака Плевненскаго укрѣпленнаго лагеря. Для сего:

  1. Примѣчаніе. Резервъ, стоя за скатомъ высоты, не могъ быть виденъ непріятелю, такъ что до пріѣзда Великаго Князя турки ни разу не направляли въ это мѣсто выстрѣлы.