Страница:Собрание сочинений К. М. Станюковича. Т. 1 (1897).djvu/327

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



стаканомъ краснаго вина, но, кажется, изрядно „заливалъ“ у себя, по-фельдфебельски, въ каютѣ [1].

III.

Вотъ уже болѣе мѣсяца, какъ ыы ушли изъ Порто-Гранде и плывемъ, ни разу не видавши даже издали береговъ, а плыть еще далеко! Не менѣе трехъ недѣль, если только не будетъ никакихъ непріятныхъ случайностей (вродѣ противныхъ вѣтровъ или штормовъ), столь обычныхъ на морѣ. Еще не скоро увидимъ мы берегъ, всѣми столь желанный берегъ!

И за все это время ничего кромѣ неба да океана,то нѣжныхъ и ласковыхъ, то мрачныхъ и грозныхъ, которые составляютъ одинъ и тотъ же фонъ картины, окаймленной со всѣхъ сторонъ далекимъ горизонтомъ. Подчасъ чувствуется гнетущее одиночество среди этой пустоты океана. Изрѣдка лишь увидишь на широкой водяной дорогѣ бѣлѣюшдй парусъ встрѣчнаго или попутнаго судна, мимо пронесется „купецъ“, поднявъ при встрѣчѣ свой флагъ, и снова пусто кругомъ. Только высоко рѣютъ въ воздухѣ вѣстники далекой земли: альбатросы и глупыши, да порой низко летаютъ надъ волнами, словно скользя по нимъ, маленькія штормовки, предсказывающія, по словамъ моряковъ, бурю.

Въ центрѣ видимаго горизонта несется по индѣйскому океану нашъ стройный, трехмачтовый клиперъ „Отважный“ подъ гротомъ, фокомъ и марселями въ два рифа, узловъ по десяти, по одиннадцати въ часъ, легко убѣгая отъ попутной волны. Слегка накренившись, покачиваясь и вздрагивая отъ быстраго хода, онъ легко и свободно вскакиваетъ на волну, разрѣзая ея сѣдую верхушку своимъ острымъ носомъ. Брызги воды попадаютъ на бакъ, обдавая водяной пылью двухъ, одѣтыхъ въ кожаны, съ зюйдвестками на головахъ, матросовъ, которые смотрятъ впередъ, обязанные тотчасъ же крикнуть, если что-либо замѣтятъ. Вѣтеръ ихъ продуваетъ, и вода пробирается за спины. Они добросовѣстно смотрятъ впередъ и, нетерпѣливо ожидіая смѣны, перекидываются разговоромъ насчетъ проклятой службы.

Съ высоты бирюзоваго неба, по которому бѣгутъ перистыя

  1. Такіе монахи на судахъ бывали въ прежнія, отдаленыя времена. Теперь, говорятъ, на суда дальняго плаванія назначаются образованные монахи, изъ кончившиxъ духовную академію.