Страница:Современная жрица Изиды (Соловьев).pdf/125

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена


Во всемъ этомъ разсказѣ нѣтъ ничего противорѣчащаго заявленіямъ г-жи Куломбъ. Кромѣ того весьма подозрительно то обстоятельство, что блюдечко „было прислонено къ одной изъ дверецъ“. Во всякомъ случаѣ это не естественное положеніе для блюдечка, поставленнаго на полку.

Самое „блюдечко“, найденное въ шкапу, было по моей просьбѣ показано мнѣ въ Адіарѣ. Я внимательно осмотрѣлъ его, равно какъ и черепки, представленные г-жею Куломбъ, и которые, по ея словамъ, были подмѣнены цѣлымъ блюдечкомъ. Оба „блюдечка“ совершенно одинаковы. Случай съ блюдечкомъ произошелъ въ августѣ 1883 г. Г-жа Куломбъ заявила, что она купила пару этихъ „блюдечекъ“ въ лавкѣ [1] въ Мадрасѣ по 2 рупіи 8 анна штука. Наведенныя мною справки показали, что „2 фарфоровыя розовыя подставки“ (по всей вѣроятности этимъ словомъ обозначены т.-наз. „блюдечки“) были куплены въ этой лавкѣ 3-го іюля 1883 и что въ этотъ день г-жа Куломбъ дѣлала покупки въ этой лавкѣ. Относительно этой покупки вкралась лишь небольшая неточность: та, что „подставки“ стоили обѣ 2 рупіи 8 анна, а не каждая, какъ это утверждала г-жа Куломбъ. [2]

Случай, очень схожій съ этимъ, приведенъ въ приложеніи III къ Отчету.

Если объяснять „феноменъ съ блюдечкомъ“ обыкновеннымъ естественнымъ путемъ, то приходится допустить, что шкапъ секретно открывался сзади. Важно уяснить, какія были основанія предполагать это, независимо отъ писемъ Блаватской, въ которыхъ объясняется существованіе этого секрета.

Шкапъ (планъ приложенъ къ Отчету).

По моемъ прибытіи въ главную квартиру Теософическаго Общества 18-го декабря 1884 г., м-ръ Дамодаръ сообщилъ мнѣ, что онъ не можетъ дозволить мнѣ осмотрѣть ни такъ-наз. Оккультическую комнату, ни шкапъ ранѣе возвращенія полковника Олкотта и г-жи Блаватской. Полковникъ Олкоттъ оставилъ главную квартиру за нѣсколько дней до этого, чтобы встрѣтить на Цейлонѣ г-жу Блаватскую, возвращавшуюся изъ Европы. Два дня спустя г-жа Блаватская прибыла въ Адіаръ, и я снова просилъ дозволенія осмотрѣть шкапъ. Г-жа Блаватская представилась ничего незнающей и говорила, что не могла узнать, куда онъ дѣвался. М-ръ Дамодаръ и м-ръ Гартманъ тоже утверждали, будто ничего объ этомъ не знаютъ, и только послѣ моихъ настойчивыхъ вопросовъ я узналъ, отъ м-ра Дамодара и Гартмана, что шкапъ былъ взятъ изъ Оккультической комнаты около полудня 20 сентября и перенесенъ въ комнату м-ра Дамодара, а на слѣдующее утро въ 9 часовъ они его тамъ уже не нашли и съ тѣхъ поръ его болѣе не видали. Они высказали предположеніе, что его украла г-жа Куломбъ или же миссіонеры.

Кромѣ того Оккультическая комната, когда я въ первый разъ получилъ разрѣшеніе осмотрѣть ее, была значительно измѣнена, стѣны покрыты свѣжей штукатуркой, и м-ръ Дамодаръ сообщилъ мнѣ, что уничтожены всѣ слѣды „махінацій“ Куломбовъ со шкапомъ. Это было невѣрно, такъ какъ кирпичная рама и отверстіе въ стѣнѣ еще существовали. Какъ бы то ни было, такое положеніе дѣла затрудняло мою провѣрку точности данныхъ мнѣ теософами описаній Оккультической комнаты и шкапа до времени изгнанія Куломбовъ изъ Общества. Однако, разбирая и сравнивая показанія различныхъ свидѣтелей, мнѣ все же удалось составить нижеслѣдующее описаніе шкапа и окружающаго его.

19 декабря 1882 г. Адіаръ сдѣлался главной квартирой Теософическаго Общества. Большая верхняя комната обширнаго дома

  1. М. Фасіоль и Ко, Потэмъ Бродвей. Годжсонъ.
  2. Г-жа Куломбъ очевидно не гнушалась процентами за комиссію — не смотря на всю свою преданность дѣлу. Вс. С.
Тот же текст в современной орфографии

Во всем этом рассказе нет ничего противоречащего заявлениям г-жи Куломб. Кроме того, весьма подозрительно то обстоятельство, что блюдечко «было прислонено к одной из дверец». Во всяком случае это не естественное положение для блюдечка, поставленного на полку.

Самое «блюдечко», найденное в шкафу, было по моей просьбе показано мне в Адиаре. Я внимательно осмотрел его, равно как и черепки, представленные г-жою Куломб, и которые, по ее словам, были подменены целым блюдечком. Оба «блюдечка» совершенно одинаковы. Случай с блюдечком произошел в августе 1883 г. Г-жа Куломб заявила, что она купила пару этих «блюдечек» в лавке [1] в Мадрасе по 2 рупии 8 анна штука. Наведенные мною справки показали, что две фарфоровые розовые подставки (по всей вероятности, этим словом обозначены так называемые «блюдечки») были куплены в этой лавке 3 июля 1883 и что в этот день г-жа Куломб делала покупки в этой лавке. Относительно этой покупки вкралась лишь небольшая неточность: та, что «подставки» стоили обе 2 рупии 8 анна, а не каждая, как это утверждала г-жа Куломб. [2]

Случай, очень схожий с этим, приведен в приложении III к Отчету.

Если объяснять «феномен с блюдечком» обыкновенным естественным путем, то приходится допустить, что шкаф секретно открывался сзади. Важно уяснить, какие были основания предполагать это, независимо от писем Блаватской, в которых объясняется существование этого секрета.

Шкаф (план приложен к Отчету).

По моем прибытии в главную квартиру «Теософического общества» 18 декабря 1884 г. м-р Дамодар сообщил мне, что он не может дозволить мне осмотреть ни так называемую Оккультическую комнату, ни шкаф ранее возвращения полковника Олкотта и г-жи Блаватской. Полковник Олкотт оставил главную квартиру за несколько дней до этого, чтобы встретить на Цейлоне г-жу Блаватскую, возвращавшуюся из Европы. Два дня спустя г-жа Блаватская прибыла в Адиар, и я снова просил дозволения осмотреть шкаф. Г-жа Блаватская представилась ничего не знающей и говорила, что не могла узнать, куда он девался. М-р Дамодар и м-р Гартман тоже утверждали, будто ничего об этом не знают, и только после моих настойчивых вопросов я узнал, от м-ра Дамодара и Гартмана, что шкаф был взят из Оккультической комнаты около полудня 20 сентября и перенесен в комнату м-ра Дамодара, а на следующее утро в 9 часов они его там уже не нашли и с тех пор его более не видали. Они высказали предположение, что его украла г-жа Куломб или же миссионеры.

Кроме того, Оккультическая комната, когда я в первый раз получил разрешение осмотреть ее, была значительно изменена, стены покрыты свежей штукатуркой, и м-р Дамодар сообщил мне, что уничтожены все следы «махинаций» Куломбов со шкафом. Это было неверно, так как кирпичная рама и отверстие в стене еще существовали. Как бы то ни было, такое положение дела затрудняло мою проверку точности данных мне теософами описаний Оккультической комнаты и шкафа до времени изгнания Куломбов из Общества. Однако, разбирая и сравнивая показания различных свидетелей, мне все же удалось составить нижеследующее описание шкафа и окружающего его.

19 декабря 1882 г. Адиар сделался главной квартирой «Теософического общества». Большая верхняя комната обширного дома

  1. М. Фасиоль и Ко, Потэм Бродвей. Годжсон.
  2. Г-жа Куломб, очевидно, не гнушалась процентами за комиссию, — несмотря на всю свою преданность делу. Вс. С.