Страница:Сознание и его границы (Бехтерев 1888).pdf/32

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


какъ всѣ воспоминаемыя нами прошлыя событія казались бы намъ лишь игрой нашего воображенія въ настоящемъ.

Съ другой стороны преемственностью между процессами сознательными и безсознательными объясняется между прочимъ тотъ поразительный съ виду фактъ, что процессы, совершающіеся въ безсознательной сферѣ человѣка, служатъ нерѣдко руководствомъ его сознательныхъ дѣйствій. Въ самомъ дѣлѣ, какъ часто мы приходимъ къ тѣмъ или другимъ рѣшеніямъ, не сознавая ясно или даже и вовсе тѣхъ мотивовъ, которые привели насъ къ подобнымъ рѣшеніямъ. Впослѣдствіи однако, по принятіи опредѣленныхъ рѣшеній, часто измышляются и мотивы послѣднихъ, хотя они уже не имѣютъ для насъ того практическаго значенія, какъ сознательные мотивы pro и contra до принятія извѣстнаго рѣшенія.

Еще болѣе поразительный примѣръ вліянія безсознательной психической сферы на дѣйствія, совершаемыя сознательно, представляютъ такъ называемыя внушенныя идеи гипнотиковъ. Мы знаемъ, что эти идеи, будучи восприняты въ гипнотическомъ состояніи, впослѣдствіи всплываютъ на поверхность сознанія и принуждаютъ человѣка къ поступкамъ и дѣйствіямъ, стоящимъ въ прямомъ противорѣчіи со всѣми его нравственными убѣжденіями. И въ самомъ дѣлѣ, не насиліе-ли это безсознательной сферы надъ волей человѣка, когда послѣднему въ состояніи гипноза внушаютъ идею украсть или убить и этотъ человѣкъ по возращеніи своего сознанія выполняетъ дѣяніе, противное всѣмъ его нравственнымъ воззрѣніямъ?

Мы не будемъ углубляться далѣе во взаимныя отношенія сознательной и безсознательной сферы. Замѣтимъ лишь, что сознаніе въ свою очередь обнаруживаетъ ничутъ не меньшее, если не большее вліяніе на безсознательную сферу. Сознаніе не только открываетъ человѣку его внутренній міръ, иначе говоря, даетъ ему возможность чувствовать пріятное и непріятное, испытывать радость и горе, понимать пользу и вредъ, но оно воздѣйствуетъ и на всѣ тѣ, часто необъяснимыя для самаго лица, стремления и влеченія, которыя, зарождаясь въ безсознательной сферѣ и овладѣвая человѣкомъ нерѣдко еще съ ранняго возраста, влекутъ его къ дѣйствіямъ и поступкамъ, противнымъ чувству долга и нравственности. Правда это воздѣйствіе не всегда приводитъ къ побѣдѣ нравственныхъ мотивовъ, но во всякомъ случаѣ высоконравственные