Страница:Софист (Платон, 1907).pdf/187

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 180 —

Однако, такое пониманіе критики элейца едва ли вѣрно. Суть возраженій послѣдняго сводится именно къ тому, что, разъ существуетъ добродѣтель, справедливость и т. д., необходимо признать помимо всего того, къ чему можно прикоснуться или что можно воспринимать чувствами, еще и нѣчто незримое, нетѣлесное. Тѣмъ, кто отрицалъ жизнь, душу, добродѣтель и т. д. или принималъ ихъ за нѣчто абсолютно-матеріальное, элеецъ, какъ уже мы говорили, возраженій не дѣлалъ. Самаго вопроса о жизни и живомъ онъ не затрогивалъ, такъ какъ и то, и другое матеріалисты уже признали и элеецъ лишь дѣлалъ выводы изъ ихъ же положеній.

72. Вслѣдствіе ея присутствія... каждая (душа) становится таковою-то... Ученіе о присутствіи идеи въ вещахъ, изложенное Платономъ главнымъ образомъ въ Федонѣ1) или, какъ въ другихъ мѣстахъ Платонъ говоритъ, объ участіи идеи въ вещахъ, общеніи ея съ ними, нуждается въ нѣкоторомъ разъясненіи.

Все существующее, какъ мы уже говорили не разъ, обусловливается извѣстными законами, которые опредѣляютъ также и нашъ духовный строй, вслѣдствіе чего все мышленіе совершается только подъ формою этихъ законовъ. Для познающаго субъекта, законы становятся правилами, по которымъ мы строимъ свое представленіе обо всемъ существующемъ, нормами, которыми мы должны руководствоваться при оцѣнкѣ дѣйствительности, для того чтобы создать знаніе, тожественное истинѣ. Опираясь на нихъ, мы строимъ опредѣленія для вещей и съ точки зрѣнія ихъ однихъ обсуждаемъ все содержаніе нашего опыта. Отсюда, если эмпирическій субъектъ, къ которому прилагаются предикаты: красивый, разз^мный и т. д. становится по мнѣнію Платона таковымъ не почем}^ иному, какъ вслѣдствіе участія въ томъ, что красиво само себѣ, разумно само по себѣ" и т. д.. вслѣдствіе "присутствія" самой красоты, самаго разума, вслѣдствіе общенія съ ними и ггр., то это, другими словами, значитъ, что красивый, разумный и пр. субъектъ обусловленъ закономъ красоты, закономъ раззтма и т. д. Мы признаемъ его красивымъ только черезъ то, что онъ выполняетъ всѣ тѣ условія, которыя соотвѣтствуютъ нашему опредѣленію красоты. А это опредѣленіе создано на базисѣ понятія красоты, т. е. онтологическаго


Тот же текст в современной орфографии

Однако, такое понимание критики элейца едва ли верно. Суть возражений последнего сводится именно к тому, что, раз существует добродетель, справедливость и т. д., необходимо признать помимо всего того, к чему можно прикоснуться или что можно воспринимать чувствами, еще и нечто незримое, нетелесное. Тем, кто отрицал жизнь, душу, добродетель и т. д. или принимал их за нечто абсолютно-материальное, элеец, как уже мы говорили, возражений не делал. Самого вопроса о жизни и живом он не затрагивал, так как и то, и другое материалисты уже признали и элеец лишь делал выводы из их же положений.

72. Вследствие её присутствия... каждая (душа) становится таковою-то... Учение о присутствии идеи в вещах, изложенное Платоном главным образом в Федоне1) или, как в других местах Платон говорит, об участии идеи в вещах, общении её с ними, нуждается в некотором разъяснении.

Всё существующее, как мы уже говорили не раз, обусловливается известными законами, которые определяют также и наш духовный строй, вследствие чего всё мышление совершается только под формою этих законов. Для познающего субъекта, законы становятся правилами, по которым мы строим свое представление обо всём существующем, нормами, которыми мы должны руководствоваться при оценке действительности, для того чтобы создать знание, тожественное истине. Опираясь на них, мы строим определения для вещей и с точки зрения их одних обсуждаем всё содержание нашего опыта. Отсюда, если эмпирический субъект, к которому прилагаются предикаты: красивый, разз^мный и т. д. становится по мнению Платона таковым не почем}^ иному, как вследствие участия в том, что красиво само себе, разумно само по себе" и т. д.. вследствие "присутствия" самой красоты, самого разума, вследствие общения с ними и ггр., то это, другими словами, значит, что красивый, разумный и пр. субъект обусловлен законом красоты, законом раззтма и т. д. Мы признаем его красивым только через то, что он выполняет все те условия, которые соответствуют нашему определению красоты. А это определение создано на базисе понятия красоты, т. е. онтологического