Страница:Сочинения Платона (Платон, Карпов). Том 4, 1863.pdf/173

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
168
ПИРЪ.

образованія и всякой мудрости; тогда, по соединеніи этихъ законовъ въ одно, и только тогда — ласки мальчика любителю будутъ дѣломъ хорошимъ, а больше ни въ какомъ случаѣ. Подъ этимъ условіемъ не стыдно быть и обманутымъ; а при всѣхъ другихъ условіяхъ, — обманутъ ли оказывавшій ласки, 185. или нѣтъ, — равно стыдно: ибо оказывалъ ли ихъ кто любителю, какъ богачу, ради богатства, и былъ обманутъ — не получилъ денегъ, обнаружилось ли, что любитель человѣкъ бѣдный; — тѣмъ не менѣе стыдно. Такой является какъ будто обличителемъ самого себя, что онъ для денегъ готовъ всякому служить всѣмъ; а это нехорошо. Такимъ же точно образомъ, хотя бы кто, оказывая любителю ласки, какъ доброму, и съ тѣмъ, чтобы чрезъ дружбу съ нимъ сдѣлаться лучшимъ, былъ отъ него обманутъ, потому что онъ явился человѣкомъ B. худымъ, нестяжавшимъ добродѣтели, — этотъ обманъ былъ бы хорошъ; потому что обманутый опять какъ будто открылъ бы внутреннюю сторону своей души, что для добродѣтели-то и изъ желанія стать лучшимъ онъ готовъ всякому сдѣлать все, а это тоже всего прекраснѣе. Итакъ, оказывать ласки для добродѣтели вполнѣ хорошо. Это — Эросъ богини небесной и самъ небесный, неоцѣнимо полезный какъ городу, такъ и C. частнымъ людямъ, и побуждающій къ добродѣтели какъ самого любящаго, такъ и любимаго имъ. Всѣ же прочіе суть Эросы другой богини — всенародной. Вотъ что, говоритъ, я высказалъ тебѣ, Федръ, объ Эросѣ, безъ приготовленія[1].

Когда произошла Павзаніева пауза[2] (такъ выражаться

  1. Безъ приготовленія, ὡς ἐκ τοῦ παραχρήμα. Значеніе этого выраженія хорошо опредѣляется выраженіемъ противуположнымъ: λέγειν τι βουλευσάμενον.. Xenoph. Hell. I, 1, 21: λέγειν τὰ μέν ἀπὸ τοῦ παραχρῆμα, τὰ δὲ βουλευσαμένους. Лат. quasi ex improviso.
  2. Когда произошла Павзаніева пауза — Παυσανίου δὲ παυσαμένου, когда, т.-е. Павзаній пересталъ говорить. Здѣсь, очевидно, этимологическая игра словъ, какою во времена Сократа особенно любили заниматься софисты, какъ чѣмъ-то важнымъ и остроумнымъ. Объ этомъ см. Heindorf. ad Phaedr. § 114, ad Gorg. p. 9 et 79. Wesseling. ad Diod. Sicul. XII, p. 514. T. 1. — Τὰ ισα σχηματα, по свидѣтельству Гермогена, περι δεινου (p. 38), почитались тѣ украшенія рѣчи, которыя извѣстны были подъ именами ὀμοιοτέλευσις, παρήκησις etc.
Тот же текст в современной орфографии

образования и всякой мудрости; тогда, по соединении этих законов в одно, и только тогда — ласки мальчика любителю будут делом хорошим, а больше ни в каком случае. Под этим условием не стыдно быть и обманутым; а при всех других условиях, — обманут ли оказывавший ласки, 185. или нет, — равно стыдно: ибо оказывал ли их кто любителю, как богачу, ради богатства, и был обманут — не получил денег, обнаружилось ли, что любитель человек бедный; — тем не менее стыдно. Такой является как будто обличителем самого себя, что он для денег готов всякому служить всем; а это нехорошо. Таким же точно образом, хотя бы кто, оказывая любителю ласки, как доброму, и с тем, чтобы чрез дружбу с ним сделаться лучшим, был от него обманут, потому что он явился человеком B. худым, нестяжавшим добродетели, — этот обман был бы хорош; потому что обманутый опять как будто открыл бы внутреннюю сторону своей души, что для добродетели-то и из желания стать лучшим он готов всякому сделать всё, а это тоже всего прекраснее. Итак, оказывать ласки для добродетели вполне хорошо. Это — Эрос богини небесной и сам небесный, неоценимо полезный как городу, так и C. частным людям, и побуждающий к добродетели как самого любящего, так и любимого им. Все же прочие суть Эросы другой богини — всенародной. Вот что, говорит, я высказал тебе, Федр, об Эросе, без приготовления[1].

Когда произошла Павзаниева пауза[2] (так выражаться

————————————

  1. Без приготовления, ὡς ἐκ τοῦ παραχρήμα. Значение этого выражения хорошо определяется выражением противоположным: λέγειν τι βουλευσάμενον.. Xenoph. Hell. I, 1, 21: λέγειν τὰ μέν ἀπὸ τοῦ παραχρῆμα, τὰ δὲ βουλευσαμένους. Лат. quasi ex improviso.
  2. Когда произошла Павзаниева пауза — Παυσανίου δὲ παυσαμένου, когда, т. е. Павзаний перестал говорить. Здесь, очевидно, этимологическая игра слов, какою во времена Сократа особенно любили заниматься софисты, как чем-то важным и остроумным. Об этом см. Heindorf. ad Phaedr. § 114, ad Gorg. p. 9 et 79. Wesseling. ad Diod. Sicul. XII, p. 514. T. 1. — Τὰ ισα σχηματα, по свидетельству Гермогена, περι δεινου (p. 38), почитались те украшения речи, которые известны были под именами ὀμοιοτέλευσις, παρήκησις etc.