Страница:Сочинения Платона (Платон, Карпов). Том 3, 1863.pdf/515

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
510
ПОЛИТИКА ИЛИ ГОСУДАРСТВО.

сейчасъ доказательствомъ, и другими[1]; только какова душа C. по истинѣ — для этого надобно созерцать ее не въ поврежденномъ состояніи, происходящемъ отъ общенія ея съ тѣломъ и съ другими началами зла, какъ созерцаемъ мы ее теперь, а въ состояніи чистомъ, которое достаточно созерцается умомъ: тогда-то ты найдешь ее гораздо прекраснѣе и разглядишь яснѣе справедливыя и несправедливыя ея дѣйствія, и все, что доселѣ было разсматриваемо. Теперь мы говорили о ней правду относительно лишь къ тому, какою является она въ настоящемъ, D. — именно, созерцали ее расположенною такъ, какъ еслибы смотрѣли на Главкона[2], живущаго въ морѣ, и нелегко узнавали прежнюю его природу — оттого, что изъ прежнихъ частей его тѣла однѣ переломались, другія стерлись и совершенно испорчены волнами, иныя же приросли вновь, образовавшись изъ раковинъ, морскихъ мховъ и кремней, до того, что его природа стала походить гораздо скорѣе на звѣриную, чѣмъ на прежнюю. Такъ созерцаемъ мы и душу, исполненную множествомъ золъ. Напротивъ, вотъ на что надобно смотрѣть, E. Главконъ. — На что? спросилъ онъ. — На философію души[3], и наблюдать, къ чему она привязывается, въ какія вдается бесѣды, какъ сродная съ божественнымъ, безсмертнымъ и всегда сущимъ, и какою сдѣлалась бы, слѣдуя этому вся, съ такимъ усиліемъ вынырнувши изъ моря, въ которомъ она те-

  1. Подъ другими доказательствами безсмертія души философъ разумѣетъ, вѣроятно, тѣ, которыя изложены въ Федрѣ и Федонѣ.
  2. Главконъ, живущій въ морѣ, не есть ὑποτύποσις того Главкона, съ которымъ бесѣдуетъ Сократъ; это есть лицо миѳологическое, о которомъ схоліастъ говоритъ такъ: «Главконъ былъ сынъ Сизифа и Меропы, — морской геній. Очутившись предъ источникомъ безсмертія и сошедши въ него, онъ сталъ безсмертнымъ. Но вмѣстѣ съ тѣмъ ему нельзя было никому показать своего безсмертія, и онъ бросился въ море, гдѣ вмѣстѣ съ морскими чудовищами ежегодно обтекаетъ всѣ прибрежья и острова, предсказывая одни несчастія» и т. д. Сравн. Athenaei VII, 12. Schleiermach. p. 617 sq.
  3. На философію души, то-есть на существенное дѣло самопознанія, на практическое изученіе психологіи по той жизненной методѣ, какую Сократъ преподаетъ своимъ ученикамъ въ Федонѣ p. 79 A sqq., гдѣ доказывается, что душа должна быть относима къ природамъ простымъ и божественнымъ.
Тот же текст в современной орфографии

сейчас доказательством, и другими[1]; только какова душа C. поистине — для этого надобно созерцать ее не в поврежденном состоянии, происходящем от общения её с телом и с другими началами зла, как созерцаем мы ее теперь, а в состоянии чистом, которое достаточно созерцается умом: тогда-то ты найдешь ее гораздо прекраснее и разглядишь яснее справедливые и несправедливые её действия, и всё, что доселе было рассматриваемо. Теперь мы говорили о ней правду относительно лишь к тому, какою является она в настоящем, D. — именно, созерцали ее расположенною так, как если бы смотрели на Главкона[2], живущего в море, и нелегко узнавали прежнюю его природу — оттого, что из прежних частей его тела одни переломались, другие стерлись и совершенно испорчены волнами, иные же приросли вновь, образовавшись из раковин, морских мхов и кремней, до того, что его природа стала походить гораздо скорее на звериную, чем на прежнюю. Так созерцаем мы и душу, исполненную множеством зол. Напротив, вот на что надобно смотреть, E. Главкон. — На что? спросил он. — На философию души[3], и наблюдать, к чему она привязывается, в какие вдается беседы, как сродная с божественным, бессмертным и всегда сущим, и какою сделалась бы, следуя этому вся, с таким усилием вынырнувши из моря, в котором она те-

————————————

  1. Под другими доказательствами бессмертия души философ разумеет, вероятно, те, которые изложены в Федре и Федоне.
  2. Главкон, живущий в море, не есть ὑποτύποσις того Главкона, с которым беседует Сократ; это есть лицо мифологическое, о котором схолиаст говорит так: «Главкон был сын Сизифа и Меропы, — морской гений. Очутившись пред источником бессмертия и сошедши в него, он стал бессмертным. Но вместе с тем ему нельзя было никому показать своего бессмертия, и он бросился в море, где вместе с морскими чудовищами ежегодно обтекает все прибрежья и острова, предсказывая одни несчастья» и т. д. Сравн. Athenaei VII, 12. Schleiermach. p. 617 sq.
  3. На философию души, то есть на существенное дело самопознания, на практическое изучение психологии по той жизненной методе, какую Сократ преподает своим ученикам в Федоне p. 79 A sqq., где доказывается, что душа должна быть относима к природам простым и божественным.