Страница:Сочинения Платона (Платон, Карпов). Том 4, 1863.pdf/167

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
162
ПИРЪ.

D. предварительно сказать, котораго изъ нихъ надобно хвалить. Итакъ, я постараюсь поправить это: сперва скажу, котораго Эроса должно хвалить, а потомъ превознесу его похвалами, достойными бога. Всѣ мы знаемъ, что безъ Эроса нѣтъ Афродиты[1]: поэтому, еслибы Афродита была одна, — одинъ былъ бы и Эросъ: а такъ какъ первыхъ двѣ, то, по необходимости, два и послѣднихъ. Да и какъ богинь не двѣ? Вѣдь одна-то старшая, неимѣющая матери, дочь Урана (неба), которую и называемъ небесною; а другая младшая дочь Зевса и E. Діоны, которой имя — всенародная. Поэтому необходимо и Эроса, помощника послѣдней, правильно называть всенароднымъ, а того — небеснымъ. Итакъ, хвалить слѣдуетъ, конечно, всѣхъ боговъ; однакожъ нужно постараться сказать, которому что свойственно. Всякое дѣло таково, что, совершаемое само 181. по себѣ, оно ни прекрасно, ни постыдно. Напримѣръ, то, что дѣлаемъ мы теперь, — пьемъ, поемъ, разговариваемъ, само но себѣ не имѣетъ ничего прекраснаго, но дѣло наше выдетъ такимъ, смотря по тому, какъ сдѣлается: если дѣлаемое — хорошо и правильно, — окажется прекраснымъ, а неправильно, — постыднымъ. То же самое и въ любви: не всякій Эросъ прекрасенъ и достоинъ похвалы, а только тотъ, который внушаетъ любить хорошо.

Итакъ, сопутникъ всенародной Афродиты по-истинѣ есть B. всенародный Эросъ, и совершаетъ онъ, что случится; и вотъ

  1. Безъ Эроса нѣтъ Афродиты. Павзаній ведетъ свое доказательство такъ: Афродита необходимо должна быть сопровождаема Эросомъ (такъ какъ женское начало рожденія безъ мужескаго невозможно). Поэтому, еслибы Афродита была одна, то одинъ былъ бы и Эросъ. А какъ Афродитъ двѣ, — одна небесная, другая земная; то два должно быть и Эроса. О двухъ Афродитахъ, по ученію Платона, разсуждали Апулей (Apolog. p. 281), Плотинъ (Enn. Lib. III, c. 2, p. 158 E), Крейцеръ (Symb. 1, стр. 729, 733). А что Афродита (πρεσβυτέρα) называется ἄμητωρ, то это обыкновенно вмѣнялось въ великую похвалу богамъ, что у нихъ не было одного изъ родителей. Wesseling. observv. II. 10, p. 177 sqq. Объ Афродитѣ (νεωτέρα), родившейся отъ Зевса и Діоны, см. interpr. ad Cicer. de Nat. D. III, 33. Creuser. in Melett. 1, p. 27. Впрочемъ, надобно замѣтить, что излагая свое доказательство, Павзаній по произволу измѣняетъ эти басни, примѣнительно къ своей цѣли.
Тот же текст в современной орфографии

D. предварительно сказать, которого из них надобно хвалить. Итак, я постараюсь поправить это: сперва скажу, которого Эроса должно хвалить, а потом превознесу его похвалами, достойными бога. Все мы знаем, что без Эроса нет Афродиты[1]: поэтому, если бы Афродита была одна, — один был бы и Эрос: а так как первых две, то, по необходимости, два и последних. Да и как богинь не две? Ведь одна-то старшая, неимеющая матери, дочь Урана (неба), которую и называем небесною; а другая младшая дочь Зевса и E. Дионы, которой имя — всенародная. Поэтому необходимо и Эроса, помощника последней, правильно называть всенародным, а того — небесным. Итак, хвалить следует, конечно, всех богов; однакож нужно постараться сказать, которому что свойственно. Всякое дело таково, что, совершаемое само 181. по себе, оно ни прекрасно, ни постыдно. Например, то, что делаем мы теперь, — пьем, поем, разговариваем, само но себе не имеет ничего прекрасного, но дело наше выдет таким, смотря по тому, как сделается: если делаемое — хорошо и правильно, — окажется прекрасным, а неправильно, — постыдным. То же самое и в любви: не всякий Эрос прекрасен и достоин похвалы, а только тот, который внушает любить хорошо.

Итак, сопутник всенародной Афродиты поистине есть B. всенародный Эрос, и совершает он, что случится; и вот

————————————

  1. Без Эроса нет Афродиты. Павзаний ведет свое доказательство так: Афродита необходимо должна быть сопровождаема Эросом (так как женское начало рождения без мужеского невозможно). Поэтому, если бы Афродита была одна, то один был бы и Эрос. А как Афродит две, — одна небесная, другая земная; то два должно быть и Эроса. О двух Афродитах, по учению Платона, рассуждали Апулей (Apolog. p. 281), Плотин (Enn. Lib. III, c. 2, p. 158 E), Крейцер (Symb. 1, стр. 729, 733). А что Афродита (πρεσβυτέρα) называется ἄμητωρ, то это обыкновенно вменялось в великую похвалу богам, что у них не было одного из родителей. Wesseling. observv. II. 10, p. 177 sqq. Об Афродите (νεωτέρα), родившейся от Зевса и Дионы, см. interpr. ad Cicer. de Nat. D. III, 33. Creuser. in Melett. 1, p. 27. Впрочем, надобно заметить, что излагая свое доказательство, Павзаний по произволу изменяет эти басни, применительно к своей цели.