Страница:Сочинения Платона (Платон, Карпов). Том 6, 1879.pdf/342

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
337
ВВЕДЕНІЕ.

тверды и прочны. Нуждаясь въ питаніи и подвергаясь постояннымъ приливамъ и отливамъ вещества, тѣло возмущало этимъ потокомъ перемѣнъ привязанную къ нему безсмертную душу: такъ что животное хотя и пришло затѣмъ въ движеніе, но двигалось безпорядочно и безцѣльно, по шести различнымъ направленіямъ (впередъ и назадъ, направо и налѣво, вверхъ и внизъ). Но еще сильнѣе потрясали душу чувственныя ощущенія. Подъ дѣйствіемъ этихъ враждебныхъ вліяній, врожденные душѣ обороты тожества и различія не могли совершаться правильно, — пока наконецъ, мало по малу, она не укрощала и не подчиняла своей власти тѣлесныя движенія. Въ этомъ случаѣ ей много могло помочь хорошее воспитаніе и повредить дурное.

Но объ этомъ рѣчь впереди. Теперь Тимей переходитъ къ вопросу объ образованіи тѣла, въ его составныхъ частяхъ (p. 42 E — 44 D).

Въ подражаніе шаровидной формѣ вселенной, боги образовали круглое тѣло — голову, господствующую часть тѣлеснаго нашего состава, и къ ней привязали оба божественные оборота — тожества и различія. Какъ служебный снарядъ, облегчающій ей движеніе, боги приростили къ головѣ туловище съ четырьмя членами: такимъ образомъ тѣло получило протяженность, явились руки и ноги.

За передней стороной тѣла боги признали первенство, придали тѣлу въ этомъ направленіи болѣе подвижности и отличили эту сторону тѣмъ, что помѣстили на ней лицо, со всѣми органами чувства — органами промыслительной дѣятельности души. Между органами первое мѣсто занимаютъ глаза, съ свойственною имъ способностію передавать душѣ образы внѣшнихъ предметовъ, которую мы называемъ зрѣніемъ. Зрѣніе дано намъ, чтобы мы, созерцая универсъ, познавали стройные обороты неба и исправляли по ихъ образцу нестройныя движенія собственной нашей души. Чрезъ зрѣніе намъ стала доступна философія, — высочайшее изъ благъ, ниспосланныхъ людямъ богами. Для той же цѣли

Тот же текст в современной орфографии

тверды и прочны. Нуждаясь в питании и подвергаясь постоянным приливам и отливам вещества, тело возмущало этим потоком перемен привязанную к нему бессмертную душу: так что животное хотя и пришло затем в движение, но двигалось беспорядочно и бесцельно, по шести различным направлениям (вперед и назад, направо и налево, вверх и вниз). Но еще сильнее потрясали душу чувственные ощущения. Под действием этих враждебных влияний, врожденные душе обороты тожества и различия не могли совершаться правильно, — пока наконец, мало-помалу, она не укрощала и не подчиняла своей власти телесные движения. В этом случае ей много могло помочь хорошее воспитание и повредить дурное.

Но об этом речь впереди. Теперь Тимей переходит к вопросу об образовании тела, в его составных частях (p. 42 E — 44 D).

В подражание шаровидной форме вселенной, боги образовали круглое тело — голову, господствующую часть телесного нашего состава, и к ней привязали оба божественные оборота — тожества и различия. Как служебный снаряд, облегчающий ей движение, боги приростили к голове туловище с четырьмя членами: таким образом тело получило протяженность, явились руки и ноги.

За передней стороной тела боги признали первенство, придали телу в этом направлении более подвижности и отличили эту сторону тем, что поместили на ней лицо, со всеми органами чувства — органами промыслительной деятельности души. Между органами первое место занимают глаза, со свойственною им способностью передавать душе образы внешних предметов, которую мы называем зрением. Зрение дано нам, чтобы мы, созерцая универс, познавали стройные обороты неба и исправляли по их образцу нестройные движения собственной нашей души. Чрез зрение нам стала доступна философия, — высочайшее из благ, ниспосланных людям богами. Для той же цели

{{{1}}}Соч. Плат. Т. VI.43