Итакъ, позвольте, Всемилостивѣйшій Государь, чтобъ я обратилъ на Имя Ваше сіе донесеніе, и я исполню сіе съ тою увѣренностью, что Ваше Императорское Величество такого обо мнѣ мнѣнія, что я не въ состояніи предаться въ дѣлахъ сумазброднымъ мечтамъ, и что я не могу быть игралищемъ шарлатановъ и фанатиковъ.
Открытіе сіе состоитъ въ управленіи аэростатическаго шара, въ конструкціи воздушнаго корабля, который вмѣщать будетъ въ себѣ нужное число людей и снарядовъ для взорванія всѣхъ крѣпостей, для остановки или истребленія величайшихъ армій.
Нѣсколько мѣсяцевъ уже тому назадъ слышалъ я, что одинъ искусный механикъ занимается конструкціею крыльевъ для летанія по воздуху; но признаюсь, что я полагалъ опыты сіи въ числѣ тѣхъ, которые въ теченіе 25 лѣтъ видѣлъ я повторенными къ стыду ихъ изобрѣтателей во всѣхъ почти городахъ, гдѣ я проживалъ.
Будучи же допущенъ къ тайнѣ, не могъ я имѣть сомнѣніе, видя столь ясное, сколь простое начало, доказанное всѣми опытами, которые я хотѣлъ къ оному приложить.
Истолкованіе сего открытія покажетъ дѣйствіе и цѣль онаго.
Г. Леппихъ, родомъ нѣмецъ и служившій въ британскихъ войскахъ до капитанскаго чина, прилежалъ всегда къ механическимъ искусствамъ и пріобрѣлъ въ Англіи сіе совершенство и чистоту отдѣлки, которыя отличаютъ работы сей націи. По возвращеніи въ Германію, онъ, между прочими механическими работами, изобрѣлъ и сдѣлалъ музыкальный инструментъ, который подъ названіемъ панъ-гармоникона имѣлъ большой успѣхъ въ Вѣнѣ и Парижѣ. Въ путешествіяхъ своихъ видѣлъ онъ опыты извѣстнаго Дегена въ Вѣнѣ, который посредствомъ искусственныхъ крыльевъ думалъ подыматься на воздухъ; но онъ вскорѣ открылъ, что человѣкъ сей слѣдовалъ фальшивому началу, хотя употребить крылья на образецъ веселъ. Дабы узнать механизмъ птичьяго полета, Леппихъ тщательно ихъ наблюдалъ, разбиралъ перья и крылья ихъ и послѣ многихъ поисковъ нашелъ, что птицы маханіемъ крыльевъ своихъ дѣлаютъ въ атмосферѣ пустоту, которая принуждаетъ ихъ стремительно расширяться[1] въ облегченномъ пространствѣ. Онъ приноровилъ начало сіе къ худому шару, который онъ досталъ въ Парижѣ, — и какое же было его восхищеніе, когда невступно въ три часа сдѣлалъ онъ въ различныхъ направленіяхъ, какъ впередъ, такъ и назадъ, по вѣтру и противъ онаго, подымаясь и опускаясь по произволу, 45 французскихъ миль. Питая въ себѣ большую ненависть къ французамъ и увѣренъ будучи, что они воспользуются открытіемъ его, дабы несноснѣйшимъ сдѣлать посрамительное иго, которое они наложили на германцевъ, истребилъ онъ шаръ свой и поселился въ Штутгардтѣ, гдѣ Виртембергскій король испрашивалъ панъ-гармониконъ его изобрѣтенія.
- ↑ По смыслу должно быть «перемещаться». — Примѣчаніе редактора Викитеки.
Итак, позвольте, Всемилостивейший Государь, чтоб я обратил на Имя Ваше сие донесение, и я исполню сие с тою уверенностью, что Ваше Императорское Величество такого обо мне мнения, что я не в состоянии предаться в делах сумасбродным мечтам, и что я не могу быть игралищем шарлатанов и фанатиков.
Открытие сие состоит в управлении аэростатического шара, в конструкции воздушного корабля, который вмещать будет в себе нужное число людей и снарядов для взорвания всех крепостей, для остановки или истребления величайших армий.
Несколько месяцев уже тому назад слышал я, что один искусный механик занимается конструкциею крыльев для летания по воздуху; но, признаюсь, что я полагал опыты сии в числе тех, которые в течение 25 лет видел я повторенными к стыду их изобретателей во всех почти городах, где я проживал.
Будучи же допущен к тайне, не мог я иметь сомнение, видя столь ясное, сколь простое начало, доказанное всеми опытами, которые я хотел к оному приложить.
Истолкование сего открытия покажет действие и цель оного.
Г. Леппих, родом немец и служивший в британских войсках до капитанского чина, прилежал всегда к механическим искусствам и приобрел в Англии сие совершенство и чистоту отделки, которые отличают работы сей нации. По возвращении в Германию, он, между прочими механическими работами, изобрел и сделал музыкальный инструмент, который под названием пан-гармоникона имел большой успех в Вене и Париже. В путешествиях своих видел он опыты известного Дегена в Вене, который посредством искусственных крыльев думал подыматься на воздух; но он вскоре открыл, что человек сей следовал фальшивому началу, хотя употребить крылья на образец вёсел. Дабы узнать механизм птичьего полета, Леппих тщательно их наблюдал, разбирал перья и крылья их и после многих поисков нашел, что птицы маханием крыльев своих делают в атмосфере пустоту, которая принуждает их стремительно расширяться[1] в облегченном пространстве. Он приноровил начало сие к худому шару, который он достал в Париже, — и какое же было его восхищение, когда невступно в три часа сделал он в различных направлениях, как вперед, так и назад, по ветру и против оного, подымаясь и опускаясь по произволу, 45 французских миль. Питая в себе большую ненависть к французам и уверен будучи, что они воспользуются открытием его, дабы несноснейшим сделать посрамительное иго, которое они наложили на германцев, истребил он шар свой и поселился в Штуттгарте, где Виртембергский король испрашивал пан-гармоникон его изобретения.
- ↑ По смыслу должно быть «перемещаться». — Примѣчаніе редактора Викитеки.