Страница:Тютчев. Полное собрание сочинений (1913).djvu/29

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана




IV.

Жизни Тютчева не суждено было однако завершиться безбурнымъ закатомъ. Въ пятидесятыхъ годахъ Тютчеву пришлось пережить сильное потрясеніе, въ значительной степени измѣнившее все направленіе его жизни. То было чувство, о которомъ Тютчевъ говорилъ:

О, ты, послѣдняя любовь,
Блаженство ты и безнадежность!

Начало этой «послѣдней» любви относится къ 1850 году. Въ этомъ году Тютчевъ сблизился съ г-жей Денисьевой, бывшей классной дамой въ Екатерининскомъ институтѣ, гдѣ воспитывались дочери Тютчева. Любовь Тютчева была не мимолетной вспышкой, но могущественнымъ чувствомъ, которому онъ остался вѣренъ до самой своей кончины. Можно даже сказать, что то было самое яркое страстное чувство, испытанное имъ въ жизни.

«Тютчеву въ то время,—разсказываетъ одно лицо, которое могло имѣть вполнѣ точныя свѣдѣнія объ этой сторонѣ жизни Тютчева:—было уже подъ пятьдесятъ лѣтъ; но онъ сохранилъ еще такую свѣжесть сердца и цѣльность чувствъ, такую способность къ безразсудной, не помнящей себя и слѣпой ко всему окружающему любви, что, читая его дышащія страстью письма, положительно отказываешься вѣрить, что они вышли изъ-подъ пера не впервые полюбившаго 25-лѣтняго юноши». О томъ же свидѣтельствуютъ стихи Тютчева этого періода: «Любовь, любовь, гласитъ преданье», «Послѣдняя любовь», «Чему молилась ты съ любовью», «О, не тревожь меня укорой справедливой», «Не говори, меня онъ какъ и прежде любитъ», «О, какъ убійственно мы любимъ», «Въ часы, когда бываетъ» и др. Въ нихъ страстность чувства соединена съ глубокой нѣжностью и высокой человѣчностью…

Понятно, къ какимъ тягостнымъ затрудненіямъ должна была привести Тютчева его любовь, при его общественномъ положеніи. Прежде всего она нарушила строй его семейной жизни, создавъ длинный рядъ крайне мучительныхъ условій, осложнявшихся еще денежными затрудненіями… Въ то же время противъ Тютчева оказалось общественное мнѣніе Петербурга и явно выраженное неудовольствіе двора. Послѣднее повело къ тому, что движеніе Тютчева по службѣ остановилось, и отъ

Тот же текст в современной орфографии


IV

Жизни Тютчева не суждено было однако завершиться безбурным закатом. В пятидесятых годах Тютчеву пришлось пережить сильное потрясение, в значительной степени изменившее всё направление его жизни. То было чувство, о котором Тютчев говорил:

О, ты, последняя любовь,
Блаженство ты и безнадежность!

Начало этой «последней» любви относится к 1850 году. В этом году Тютчев сблизился с г-жей Денисьевой, бывшей классной дамой в Екатерининском институте, где воспитывались дочери Тютчева. Любовь Тютчева была не мимолетной вспышкой, но могущественным чувством, которому он остался верен до самой своей кончины. Можно даже сказать, что то было самое яркое страстное чувство, испытанное им в жизни.

«Тютчеву в то время, — рассказывает одно лицо, которое могло иметь вполне точные сведения об этой стороне жизни Тютчева: — было уже под пятьдесят лет; но он сохранил еще такую свежесть сердца и цельность чувств, такую способность к безрассудной, не помнящей себя и слепой ко всему окружающему любви, что, читая его дышащие страстью письма, положительно отказываешься верить, что они вышли из-под пера не впервые полюбившего 25-летнего юноши». О том же свидетельствуют стихи Тютчева этого периода: «Любовь, любовь, гласит преданье», «Последняя любовь», «Чему молилась ты с любовью», «О, не тревожь меня укорой справедливой», «Не говори, меня он как и прежде любит», «О, как убийственно мы любим», «В часы, когда бывает» и др. В них страстность чувства соединена с глубокой нежностью и высокой человечностью…

Понятно, к каким тягостным затруднениям должна была привести Тютчева его любовь, при его общественном положении. Прежде всего она нарушила строй его семейной жизни, создав длинный ряд крайне мучительных условий, осложнявшихся еще денежными затруднениями… В то же время против Тютчева оказалось общественное мнение Петербурга и явно выраженное неудовольствие двора. Последнее повело к тому, что движение Тютчева по службе остановилось, и от

XXV