Страница:Украинские народные рассказы (Вовчок, 1859).pdf/52

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


красивая, съ каждымъ привѣтливая, ласковая; и поговоритъ, и посмѣется, и пошутитъ; а чуть примѣтила что́ нехорошее—такъ на тебя взглянетъ, ровно студеною водою окатитъ, и отойдетъ царицею.

Жила она у отца, у матери, не зная ни горя, ни бѣды. Извѣстное дѣло: молоды—такъ и заботъ нѣтъ; одно на умѣ: какъ бы веселѣй погулять! Все такъ; только какъ хорошо и привольно ни живи, а ужъ надо свою бѣду отбыть. Захворала прежде мать; она ужъ и стара-таки была; похирѣла недѣли двѣ, да Богу душу и отдала. Съ кручины скоро померъ и отецъ. Не зажился онъ на бѣломъ свѣтѣ безъ вѣрной подруги: тоска его взяла. Вѣдь съ покойницей онъ вѣкъ молодой свѣковалъ, счастье узналъ.

Осталась Олеся сиротою. Плакала-плакала она, да и привыкла наконецъ. Добрые люди ея не забывали: то старуха тетка придетъ, тоску разгонитъ, то дѣвушки прибѣгутъ, пощебечутъ, а подъ часъ и съ собою ее утащутъ. Дождались осени. Сваты не переводятся въ Олесиной хатѣ: одни за дверь, другіе на порогъ. А она всё благодаритъ да отговаривается то тѣмъ, то тѣмъ.

»Отчего не идешь замужъ, Олеся?« спрашиваетъ ее старая тетка. »Жениховъ у тебя,

Тот же текст в современной орфографии

красивая, с каждым приветливая, ласковая; и поговорит, и посмеется, и пошутит; а чуть приметила что́ нехорошее — так на тебя взглянет, ровно студеною водою окатит, и отойдет царицею.

Жила она у отца, у матери, не зная ни горя, ни беды. Известное дело: молоды — так и забот нет; одно на уме: как бы веселей погулять! Всё так; только как хорошо и привольно ни живи, а уж надо свою беду отбыть. Захворала прежде мать; она уж и стара-таки была; похирела недели две, да Богу душу и отдала. С кручины скоро помер и отец. Не зажился он на белом свете без верной подруги: тоска его взяла. Ведь с покойницей он век молодой свековал, счастье узнал.

Осталась Олеся сиротою. Плакала-плакала она, да и привыкла наконец. Добрые люди её не забывали: то старуха тетка придет, тоску разгонит, то девушки прибегут, пощебечут, а подчас и с собою ее утащут. Дождались осени. Сваты не переводятся в Олесиной хате: одни за дверь, другие на порог. А она всё благодарит да отговаривается то тем, то тем.

«Отчего не идешь замуж, Олеся?» спрашивает ее старая тетка. «Женихов у тебя,