Страница:Утверженная грамота (Белокуров 1906).djvu/31

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

грѣхъ нашихъ, Богу попущающу, а врагу дѣйствующу, начало злу сему бысть от коруны Полские и великого княжества Литовского, от Жигимонта короля и от панов рад; понеже в лѣто 7110-го убежа[1] изо обители арханьила Михаила, еже ся нарицает Чюдовъ, діяконъ 5.чорноі Григорей Отрепьев, а в мире сего богоотступника и проклятого еретика звали Юшком, сына боярского Галиченина[2] Богданов сынъ Отрепьева, и в Киеве і в предѣлехъ его и тамъ во иноцѣхъ діяконствующу, і в чернокнижество обратися, и ангелской образ сверже и обруга, и по дѣйству діаволю[3] отступи зело от Бога, и рукописание 10.врагом дав на ся[4], аще станетца[5] царского венца дѣйством, и хто чюж благодати Божия будет на веки. И мечтами бесовскими нача сказыватися[6] достохвалного і великаго государя царя і великого князя Івана Васильевича всеа Русиі сыномъ царевичем Дмитреем“; и достиже коруны Полские і великого княжества Литовского короля 15.Жигимонта и пановъ-рад. Жигимонт же корол и паны-рада, хотя Московское государство в межьусобье видети, тому злобѣсному псу из своих сокровищ на вспоможение даша злата и сребра, и множество вои; и, за вспоможением Полского Жигимонта короля и пановъ-рад, той проклятыі еретикъ Розстрига достиже Сѣверских предѣлъ 20.Росийскаго царствия. А в то же время, грѣхъ ради нашихъ, великиі государь нашъ царь і великиі князь Борисъ Ѳедоровичь, всеа Русиі самодержецъ, оставя земное царство, отыде[7] в вѣчное блаженство; а на Владимерском и на Московскомъ государстве и на всѣхъ великих преславныхъ государствахъ Росийскаго царствия

    терства Иностранныхъ Дѣлъ, содержащаго свѣдѣнія о посольствѣ въ Польшу въ 1606—1607 гг. князя Гр. Волконскаго и дьяка Андрея Иванова. Запись эта гораздо подробнѣе и такъ начинается: „за умноженье грѣхъ Богу попущающу, врагу же дѣйствующу, великое Росийское царство, яко море, восколебася, и неистовыя глаголы, яко свирѣпые волны, возшумѣша, і неукротимо и не направляемо; аще и кормчіи мудри бѣша, но ярость моря сихъ повреди и суетну мудрость ихъ сотвори, и во своя стремленія все обрати. Началнии же бояре и стратиги многосуетному волнению противишася, но не успѣша суровому народскому глаголанию; мнозии же от ярости дыша і пострадаша от безчинных, и нелѣпыя их словеса, яко стрѣлы смертным ядом летаху на ня, и не точию словеса, и раны злы воздающи. Дѣйством же вражиим начало злу сему бысть от коруны Полские и“…

  1. вст.: „в Литву“ Пос.
  2. „Галичанина“ Б.
  3. „вражию“ Б, Пос.
  4. Конецъ перваго листа и первая склейка въ спискѣ А. Далѣе здѣсь строчка читается не ясно, потому что бумага разорвана, и чтеніе возстановляется по списку 1723 г.
  5. „коснетца“ Б, Пос.
  6. „называтися“ Б.
  7. „отоиде“ Б.
Тот же текст в современной орфографии
грех наших, Богу попущающу, а врагу действующу, начало злу сему бысть от коруны Полские и великого княжества Литовского, от Жигимонта короля и от панов рад; понеже в лето 7110-го убежа[1] изо обители арханьила Михаила, еже ся нарицает Чюдов, диякон 5.чорной Григорей Отрепьев, а в мире сего богоотступника и проклятого еретика звали Юшком, сына боярского Галиченина[2] Богданов сын Отрепьева, и в Киеве и в пределех его и там во иноцех дияконствующу, и в чернокнижество обратися, и ангелской образ сверже и обруга, и по действу диаволю[3] отступи зело от Бога, и рукописание 10.врагом дав на ся[4], аще станетца[5] царского венца действом, и хто чюж благодати Божия будет на веки. И мечтами бесовскими нача сказыватися[6] достохвалного и великаго государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии сыном царевичем Дмитреем»; и достиже коруны Полские и великого княжества Литовского короля 15.Жигимонта и панов-рад. Жигимонт же корол и паны-рада, хотя Московское государство в межьусобье видети, тому злобесному псу из своих сокровищ на вспоможение даша злата и сребра, и множество вои; и, за вспоможением Полского Жигимонта короля и панов-рад, той проклятый еретик Розстрига достиже Северских предел 20.Росийскаго царствия. А в то же время, грех ради наших, великий государь наш царь и великий князь Борис Федорович, всеа Русии самодержец, оставя земное царство, отыде[7] в вечное блаженство; а на Владимерском и на Московском государстве и на всех великих преславных государствах Росийскаго царствия

    терства Иностранных Дел, содержащего сведения о посольстве в Польшу в 1606—1607 гг. князя Гр. Волконского и дьяка Андрея Иванова. Запись эта гораздо подробнее и так начинается: «за умноженье грех Богу попущающу, врагу же действующу, великое Росийское царство, яко море, восколебася, и неистовыя глаголы, яко свирепые волны, восшумеша, и неукротимо и не направляемо; аще и кормчии мудри беша, но ярость моря сих повреди и суетну мудрость их сотвори, и во своя стремления всё обрати. Началнии же бояре и стратиги многосуетному волнению противишася, но не успеша суровому народскому глаголанию; мнозии же от ярости дыша и пострадаша от бесчинных, и нелепыя их словеса, яко стрелы смертным ядом летаху на ня, и не точию словеса, и раны злы воздающи. Действом же вражиим начало злу сему бысть от коруны Полские и“…

  1. вст.: «в Литву» Пос.
  2. «Галичанина» Б.
  3. «вражию» Б, Пос.
  4. Конец первого листа и первая склейка в списке А. Далее здесь строчка читается неясно, потому что бумага разорвана, и чтение восстановляется по списку 1723 г.
  5. «коснетца» Б, Пос.
  6. «называтися» Б.
  7. «отоиде» Б.