Страница:Франц Меринг. История Германии с конца Средних веков (1924).pdf/20

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

щество,— слуги, как и господа,—это было, по сравнению с их римскими предшественниками, крепкое поколение. От­ношения сильного сеньора и зависимого крестьянина, пред­ставлявшие для античного мира последнюю ступень упад­ка, сделались теперь первой ступенью нового развития. Ка­кими бы бесплодными ни представлялись эти четыре столе­тия, они оставили один великий продукт—современные национальности, это новое расчленение, с которым чело­вечество вступило в дальнейший период его истории.

Далее германцы обновили безнадежно умиравшую цивилизацию своим индивидуальным мужеством и достоин­ствами, своей привязанностью к свободе, своим демократи­ческим инстинктом, который во всех общественных делах видел только свои собственные дела,—коротко говоря, все­ми свойствами, которые были утрачены римлянами, но ко­торые только и дали возможность из слизи римского мира создать новые государства и новые национальности. Они преобразовали античную форму брака, смягчили господство мужчины в семье, предоставили женщине более высокое положение, чем она занимала у греков и римлян. Они,—по крайней мере, в важнейших странах: в Германии, Северной Франции и Англии, — внесли в феодальное государство часть своего старого строя в виде общины марки и таким образом дали угнетенному классу, крестьянам, местную спайку и средства сопротивления, которые были сохранены крестьянами даже при самых суровых средневековых кре­постных отношениях, и которых не знали античные рабы.

Наконец, средневековые вассальные и даже крепостные отношения не только представляли более мягкую форму за­висимости, чем античное рабство, но и превосходили послед­нее в том смысле, что вассалы и крепостные составляли общественный класс, благодаря чему они были способны развернуть успешную борьбу за свое освобождение. На­против, все восстания древних рабов с самого начала были обречены на неудачу.

Главным рычагом в этом превращении римского миро­вого государства в ряд германо-романских государств бы­ла христианская церковь. Она учила германцев, она руко­водила ими при усвоении римского способа производства,—

20