Страница:Франц Меринг. История Германии с конца Средних веков (1924).pdf/33

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

На место ограниченного партикуляризма, характерного для средних веков, выступил космополитизм, который чув­ствует себя хорошо повсюду, где только можно что-нибудь заработать. В противоположность цеховому горожанину, который нередко всю свою жизнь не переступал границ сво­его города, купец неустанно рвался в неведомые страны, перешагнул пределы Европы, положил начало эпохе от­крытий, которая увенчалась отысканием морского пути в Индию и открытием Америки. Но, с другой стороны, уни­версальности средневековой церкви купец противопоставил национальность, которая была лишь слабо развита в сред­ние века с их мелкими самодовлеющими общинами.

Противоположность покупателя и продавца развилась в мировой торговле в национальную противоположность; чем сильнее было общество, к которому кто-либо принадле­жал, тем выше были для него шансы увеличить свои ба­рыши. Таким образом в мировой торговле выросли мощные экономические интересы, которые приводили к укреплению слабой спайки средневековых государств, но в то же время резче отделяли их друг от друга, так что христианский мир раскололся на глубоко обособленные нации.

В той же мере, как мировая торговля, внутренняя торго­вля тоже содействовала усилению национальных государств. Из существа торговли вытекает концентрация ее в узловых пунктах, где сосредоточиваются заграничные товары, кото­рые отсюда по широко разветвленной сети дорог и путей расходятся по всей стране, и где в то же время сосредо­точиваются туземные товары, которые отсюда сбываются за границу. Вся территория, над которой господствует такой узловой пункт, превращается в экономический организм, который тем теснее срастается с узловым пунктом и тем сильнее зависит от него, чем более производство для соб­ственного потребления вытесняется товарным производ­ством. Но вместе с тем он становится центром духовной жизни для зависимой от него территории, и национальный язык начинает вытеснять, с одной стороны, универсальный латинский язык средневековой церкви, а с другой стороны, крестьянские диалекты.

Не менее понятно, что государственное управление
33