Страница:Франц Меринг. История Германии с конца Средних веков (1924).pdf/75

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

парламент взял власть в свои руки. Никакой король не мог без его согласия снарядить флот или вооружить армию, и своей свободной буржуазной конституции англичане обя­заны тем, что они внесли в мировую политику буржуазного торгового капитала новый, заключительный момент: они могли основывать не только торговые, но и земледельче­ские колонии, и их колонии могли существовать не только разрушительной эксплоатацией, но и творческим трудом. Заселением Северной Америки они совершили чреватое ве­личайшими последствиями, важнейшее для человеческой культуры дело, какое только вообще совершалось мировой политикой буржуазного торгового капитала.

Во Франции эта политика получила иной характер, чем в Голландии и Англии. Франция отняла у своего соперника, Испании, преобладание на европейском материке в значи­тельной степени благодаря тому, что французская монар­хия не облагала французские города контрибуциями и да­нями, а сумела использовать их, как ценные вспомогатель­ные силы, против феодальных сословий,—против дворян­ства и духовенства. Но положение изменилось, когда после Вестфальского мира гегемония в Европе действительно до­сталась Франции. Юный король Людовик 14-й, получив власть в свои руки, был захвачен миродержавным зудом. Современному абсолютизму он придал такую выработан­ность, что, по его заявлению, государство составляла его высочайшая особа. Неспособный понять движущие силы национальной жизни, он примирился с феодальными сосло­виями, которые теперь охотно пошли к двору; но в награду за это трудящиеся классы населения были отданы им на полное разграбление. Придворные паразиты-дворяне ради бессмысленнейшей роскоши разрушали достигнутое трудом благосостояние нации, в этом их поддерживали попы, при­дворные паразиты, по настояниям которых Людовик 14-й изгнал из страны наиболее трудолюбивых жителей, гуге­нотов, как Филипп 2-й изгнал из Испании мавров.

Тем не менее, Франция все еще оставалась преобла­дающей державой на континенте Европы. Достойного со­перника она находила только в Австрии, которая, благо­даря блестящим победам над турками, оправилась от пора-
75