Страница:Человек как предмет воспитания Т.1 (Ушинский 1907).djvu/149

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


ныхъ атомовъ, не ощущаемъ даже самыхъ нервовъ или нервныхъ шариковъ, открываемыхъ только наукою[1].

в) Если же нервная нить чувства не достигаетъ большого мозга, а оканчивается, не доходя до него, напр., въ спинномъ мозгу или въ симпатической узловой системѣ, то она тоже возбуждаетъ своеобразную дѣятельность въ томъ нервномъ узлѣ, въ который входитъ илв съ которымъ соприкасается, и эта дѣятельность нервнаго узла, въ свою очередь, можетъ возбудить выходящіе изъ него или соприкасающіеся съ нимъ нервы движенія, что выразится сокращеніемъ соотвѣтствующихъ мускуловъ. Но весь этотъ процессъ можетъ совершиться внѣ нашего сознанія и порождать, такимъ образомъ, несознаваемая нами отраженныя или рефлективныя движенія, о которыхъ подробнѣе мы скажемъ ниже.

г) Отъ чего зависитъ слецифическое различіе въ ощущеніяхъ, мы также не знаемъ; но опыты показываютъ, что одинъ и тотъ же нервъ можетъ порождать только одного рода ощущенія, хотя и въ различной степени. Кромѣ того, можно предполагать (какъ и дѣйствительно предполагаетъ Гельмгольцъ), что между безчисленными нитями, напр., зрительнаго нерва назначены отдѣльныя нити для трехъ основныхъ цвѣтовъ, а въ слуховомъ нервѣ различныя нити — для тоновъ различной высоты. Одинъ и тотъ же нервъ чувства можетъ возбуждать только ощущенія одного рода (напр. свѣтовыя) и одного вида въ этомъ родѣ (напр. ощущенія краснаго цвѣта), но различной степени, чѣмъ условливается дальнѣйшее разнообразіе ощущеній. Это разнообразіе ощущеній можетъ также условливаться и смѣшеніемъ двухъ ощущеній въ одно, какъ, напр., при смѣшеніи красокъ.

д) Весьма вѣроятно предположпть, что органомъ, посредствомъ котораго душа наша испытываетъ различныя состоянія нервной системы, является головной мозгъ, и при томъ не весь, а только та часть его, которая называется большимъ мозгомъ. Но все, что извѣстно о большомъ

  1. Можно, пожалуй, гадать, вмѣстѣ съ Фехнеромъ (Psycho-Physik. T. II, S. 544—547), что движенія возбуждаются собственно въ нервномъ эфирѣ, подобномъ эфиру свѣтовому, и что эти движенія, вибраціи, достигнувъ опредѣленной степени быстроты, дѣлаются сознательными сами; но гдѣ факты для такой сложной гипотезы? И какъ бы ни было быстро движеніе, все же оно не будетъ ощущеніе, которое, какъ мы увидимъ далѣе, не только не есть движеніе, но и не ощущеніе движенія. Неужели этотъ споръ, начавшійся еще споромъ Аристотеля съ тѣми философами, которые называли душу движеніемъ, будетъ безконечно начинаться, каждый разъ оканчиваясь ничѣмъ, за неимѣніемъ фактовъ?