Страница:Человек как предмет воспитания Т.1 (Ушинский 1907).djvu/71

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


остановка, напримѣръ, дыхательнаго процесса на нѣсколько минутъ лишаетъ животное жизни; остановка или даже замедленіе въ питаніи кровью какого-нибудь органа тѣла немедленно производитъ въ этомъ органѣ болѣзнь и можетъ даже парализовать навсегда его отправленія, если ткани, составляющія этотъ органъ, такъ разрушены, что уже не могутъ и возобновиться.

Пищеварительный и кровообращательный процессъ въ животномъ организмѣ есть, слѣдовательно, тотъ же процессъ питанія, который мы видѣли и въ растеніи; но назначеніе его уже другое: изъ него, какъ изъ почвы, постоянно выростаетъ тѣло, постоянно потребляемое жизненною дѣятельностью.

4. Теперь уже понятно то общеизвѣстное явленіе, что если усиленная нервная дѣятельность въ человѣкѣ не сопровождается соотвѣтствующимъ питаніемъ тѣла, то нервы, продолжая дѣйствовать, истощаютъ тѣло, сушатъ его, производятъ худобу. При испорченномъ и недостаточномъ кровообращеніи, напримѣръ, въ грудныхъ болѣзняхъ, нервный организмъ долго еще питается на счетъ тѣла, объемъ котораго замѣтно уменьшается. Здоровое же состояніе организма именно и состоитъ въ томъ, чтобы пищевареніе, посредствомъ обращенія крови, настолько вознаграждало силы тѣла, насколько онѣ поглощаются дѣятельностью нервовъ.

Но если, наоборотъ, нервная дѣятельность животнаго организма гораздо слабѣе совершающагося въ немъ растительнаго процесса или питанія тѣла, то нормальное отправленіе организма также нарушается, и вновь приносимая пища, не поглощаемая дѣятельностью нервовъ, идетъ на увеличеніе объема тѣла, чрезмѣрная толстота котораго является болѣзнью, противоположною чрезмѣрной худобѣ.

На этомъ главнѣйшемъ законѣ животнаго организма основывается, напримѣръ, способъ выкормки домашняго скота, употребляемый сельскими хозяевами Англіи, для которыхъ возможно-большая масса тѣла животнаго составляетъ главную цѣль. Они запираютъ откармливаемое животное, никогда не выводятъ его въ поле и почти совершенно лишаютъ движенія; даже заботятся о томъ, чтобы свѣтъ и шумъ не приводили въ дѣятельность нервовъ животнаго,—словомъ, предохраняютъ его отъ всѣхъ проявленій животной жизни, предоставляя дѣйствовать по возможности одному растительному процессу, т. е. пищеваренію, дыханію и кровообращенію. При такомъ уходѣ, почти превращающемъ животное въ растеніе, масса тѣла его быстро возрастаетъ; но если продолжить такое питаніе долѣе извѣстнаго срока, то животное захирѣетъ, начнетъ болѣть и издохнетъ, потому что это не есть его