Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/798

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 649 —

к оружию иначе, как для самозащиты. Но не лучше ли было бы ему откровенно и смело ссылаться на теорию Макиавелли, чем прикрашивать дело публичною, официальною ложью, которая, пожалуй, еще более возмутительна, чем оно само. Ибо по Макиавелли, хотя в среде частных людей, в их морали и правоведении, и остается еще в силе правило quod tibi fieri non vis, alteri ne feceris, однако в международной политике в ходу как раз обратное: quod tibi fieri non vis, id alteri tu feceris. Если ты не хочешь быть порабощенным, то заблаговременно поработи своих соседей, как скоро их слабость доставит к этому удобный случай. Ибо, если ты его упустишь, то случай этот впоследствии окажется перебежчиком во враждебный лагерь, и ты будешь порабощен им, — хотя бы за эту вину упущения поплатилось не то поколение, которое положило ему начало, а следующее. Этот макиавеллевский принцип представляет для хищнических инстинктов все-таки более приличный покров, чем прозрачные тряпки очевиднейшей лжи в президентских речах, — лжи, напоминающей известную басню о кролике, замышлявшем-де напасть на собаку. В сущности, каждое государство смотрит на другое, как на хищную орду, готовую сделать на него нападение при первом удобном случае.

§ 125.

Между крепостным правом, как в России, и помещичьим, как в Англии, и вообще между крепостным и откупщиком, наследственным арендатором, должником по закладной и т. п., разница заключается больше в форме, чем в сущности дела. Принадлежит ли мне крестьянин или же земля, от которой он кормится; птица или ее корм; плоды с дерева или самое дерево, — разницы в сущности мало, как и Шейлок говорит у Шекспира:

You take my life,
When you do take the means, wherby I live[1].

Хотя свободный крестьянин имеет то преимущество, что может уйти на все четыре стороны, зато крепостной и glebae adscriptus имеет, может быть, еще бо̀льшее преимущество в том, что когда его постигает неурожай, болезнь, старость или неспособность к труду, о нем должен заботиться его господин; поэтому в пору неурожая он спит спокойно, в то время как его господин проводит бессонные ночи, измышляя способ добыть хлеб для своих крепостных. Поэтому уже Менандр (См. Stob. Florileg., Vol. 2, р. 389. Gaisf.) сказал: Ὡς κρειττον ἐστι δεσποτου χρηστου τυχειν, ἠ ζην ταπεινως και

  1. Ты отнимаешь у меня жизнь, если отнимаешь средства, которыми я живу.