Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. IV (1910).pdf/279

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 276 —

оранжевого. Полученный сквозь призму солнечный спектр никогда не дает чисто-красного цвета, но только желтый, или оранжевый: впрочем, чисто-красный цвет можно получить и при помощи призмы, если смотреть сквозь нее на горизонтальную планочку оконной рамы, — причину чего превосходно изложил Гете. Такому цвету соответствует химически-чистый и густой кармин. Итак, этот чисто-красный цвет настолько же отстоит от белого, насколько и его дополнение, именно чисто-зеленый цвет; поэтому каждый из них, как мы полагаем, представляет собою точную половину правильно разделенной на две части деятельности ретины. Отсюда происходит исключительная красота этих цветов, которой они отличаются от прочих цветов, и совершеннейшая гармония их между собой, вследствие которой они, будучи сопоставлены друг с другом, удивительным образом радуют взор; поэтому они достойны названия цветов по преимуществу, χρωματα κατ’ ἐξοχην.

Кто не только проследит вышеизложенную последовательность цветов и их дополнений, но вместе с тем и обдумает ее, вероятно не усомнится установить вслед за мной следующие пропорции деятельности ретины, качественно разделенной при восприятии цветов на две части, — пропорции, которые я хотя и не могу еще подкрепить каким-либо другим доказательством, кроме того, которое дает нам самое созерцание их, не отказываюсь однако назвать гипотетически. Итак, красный цвет с зеленым суть половины разделенной точно на две части деятельности ретины; оранжевый представляет две трети этой деятельности; синий же, как дополнение его, только одну треть; наконец, желтый цвет — три четверти; следовательно, дополнение его, фиолетовый, только одну четверть.

Не следует смущаться тем, что фиолетовый цвет, хотя и является средним между красным, занимающим половину и синим, занимающим одну третью часть деятельности ретины, принужден однако сам занимать не более, как одну четвертую часть. В данном случае мы имеем дело с тем же явлением, ккаое происходит в химических сочетаниях, в которых свойства входящих в состав целого частей, разумеется, не имеют никакого прямого основания сочетаться в известное качество. Подобным образом фиолетовый цвет, хотя возникает из двух более ярких цветов, чем сам он, является тем не менее наиболее темным изо всех цветов, вследствие чего, как только начинает склоняться в сторону того или другого из них, тотчас принимает более светлый оттенок, чего не случается ни с каким другим цветом; так как оранжевый, если он склоняется в сторону желтого цвета, становится светлее, если же в сторону красного — темнее. Зеленый цвет, если склоняется в сто-