Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. IV (1910).pdf/379

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 376 —


§ 130.

Ни один гениальный человек не был злодеем[1], так как злость, это — обнаружение столь сильного желания, что оно подчиняет интеллект исключительно служению себе и не допускает, чтобы он стал свободным для чисто-объективного созерцания вещей. Злодей может иметь сильный интеллект, но он в состоянии направлять его лишь на то, что каким-либо образом имеет отношение к его воле; он может поэтому быть великим полководцем, государственным человеком и т. д., — он может быть талантливым. Слово талант значило первоначально деньги и обозначает способности, благодаря которым приобретают одобрение толпы и, следовательно, деньги.

§ 131.

Сродство между добродетелью и гением заключается в решительном перевесе познания над волею. Разница же — в том, что перевес познания у гения проявляется, как таковой, т. е. именно в совершенном познании; у добродетельного же человека преобладание интеллекта проявляется тем, что последний обращается на волю и руководит ею.

Далее, у гения интенсивность умственных сил абсолютна; это вообще — очень высокая степень их развития, которая даже, по-видимому, должна иметь корнем и основанием сильную интенсивность воли, т. е. страстей; поэтому, по выражению Жана Поля, великие духом редко бывают прекрасны душою. Напротив, для добродетели и доброты потребна лишь относительная, т. е. лишь в отношении к индивидуальной воле значительная интенсивность силы познания, которая часто, вероятно, находит поддержку в незначительной природной силе желаний.

§ 132.

Превосходство гения создает ему постоянная, непрерывная деятельность духа; на что̀ направлена эта деятельность, — не существенно для этого превосходства и важно лишь по отношению к данной личности, — следовательно, имеет второстепенное значение. Не более, чем направление деятельности духа, имеет значение и образование; следовательно, и его значение — тоже второстепенное. Поэтому-то природа имеет несравненно большее значение, чем образование.

§ 133.

Образование относится к природным преимуществам интеллекта так же, как восковой нос к действительному, или как — планеты и

  1. [Позднейшая приписка]:
    Бэкон Веруламский был просто плутом.