Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. IV (1910).pdf/346

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



Глава II.
К истории философии.

§ 47.

Основную противоположность между философскими системами возможно, по-видимому, свести к тому, что одни философы, представителем которых является Платон, рассматривают, как реальное, более форму, другие же, представителем которых служит Аристотель, — более материю; так как форма и материя пребывают в вещах совершенно различным образом. Для философов второго рода форма — почти ничто, преходящая акциденция материи; для философов первого рода материя — почти ничто, начало, лишенное всяких свойств, простая возможность восприятия формы, — сама же по себе она совершенно не подлежит восприятию, только мыслима; она — ens rationis.

А так как все вещи состоят из формы и материи, то оба способа философствования налагают известный отпечаток решительно на все, что̀ подлежит рассмотрению.

§ 48.

Философские системы, исходившие не из субъекта, а из объекта, можно разделить по трем классам объектов (так как четвертый класс совпадает с субъектом). — От первого класса объектов исходили, напр., Фалес и все ионийцы, Джордано Бруно и Шеллинг. От второго класса — элеаты и Спиноза. — От третьего класса — пифагорейцы.

§ 49.

Что все системы истинны и представляют собою лишь особые точки зрения на истину, — это справедливо, прежде всего, лишь при условии весьма значительных ограничений; иначе в философии было бы совершенно невозможным полное заблуждение. Ограничения же до известной степени уничтожают это положение, так как получается вывод, что только отчасти истинные системы отчасти истинны. — Но если