Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. IV (1910).pdf/393

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 390 —


§ 179.

Если бы природа сделала последний шаг к человеку не от обезьяны, а от собаки или слона, то насколько иначе выглядел бы человек! Он был бы разумным слоном или разумною собакою, вместо того чтобы быть, как теперь, разумною обезьяною. Она, природа, сделала этот шаг от обезьяны, потому что он был самым коротким; но при небольшом изменении в прежнем ходе природы, этот шаг стал бы короче с другого места.

§ 180.

Иной зоолог, в сущности, просто — обезьяний регистратор.

§ 181.

Попы и их присные, которые теперь попадаются и между зоологами, — например, Рудольф Вагнер в Эрлангене, — не выносят того, чтобы в системе зоологии человек был причислен к животным; несчастные! Они не знают вечного духа, который живет во всех существах, один и тот же, и в своем ребяческом заблуждении погрешают против него.

Напротив, Жоффруа в настоящее время хочет уничтожить различие между двурукими и четырехрукими, соединить и тех и других в одном семействе, и поместить орангутанга между homo и simia.

§ 182.

В Revue des deux Mondes от 15 марта 1857 г. помещена статья некоего майора Фридолина, побывавшего в Индии: Les Anglais et l’Inde. Он рассказывает, отчасти даже на основании специального и личного сообщения одного английского офицера, о в высшей степени замечательном явлении, часто случающемся в королевстве Ауд, в лесах недалеко от Лукнова (Лакнау), именно, что волки похищают детей, иногда даже трехлетнего уже возраста, и воспитывают их вместе со своими детенышами; и человеческое дитя становится тогда совершенно звероподобным и таким и остается. Если его поймать, даже в девятилетнем возрасте, то его никогда уже нельзя более воспитать по-человечески, вернуть ему язык и разум. Одного такого ребенка держали даже, подобно другим зверям, в клетке зверинца.

Если так, то история Ромула и Рема не была басней.

Нужно думать, что если волк не съедает ребенка с голоду, то, следовательно, его превозмогает что-то более сильное, — именно, желание присоединить ребенка к своему потомству.

Не замечательно ли в высшей степени то обстоятельство, что,