Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. IV (1910).pdf/414

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 411 —

столь же явственно, как и собственные наслаждения. Поэтому всякое злое дело служит порукою бесчисленного множества других, когда обстоятельства дадут к тому повод.

§ 231.

Когда Сведенборг в „Vera christiana religio“, § 400, говорит, что хотя эгоистический человек телесными очами смотрит на других тоже как на людей, но очами духовными он смотрит, как на людей, лишь на себя и на своих близких, а на остальных, в сущности, как на маски, — то это по внутреннейшему смыслу своему то же, что̀ предписание Канта: „должно смотреть на других всегда, как на самоцель, но не как на средство“. — Но как различно выражена эта мысль: насколько жизненно, превосходно, наглядно, непосредственно, законченно у Сведенборга (манеру которого писать и способ мыслить я вообще не нахожу приятными), и насколько косвенно, абстрактно, с помощью выводного признака высказано это у Канта!

§ 232.

Христианство говорит: „Возлюби ближнего, как самого себя“. Я же сказал: познай в своем ближнем по истине и на деле самого себя, и в далеком тебе познай опять-таки то же.

§ 233.

Нигде сущность плача не изображена правильнее, чем в той сцене, в которой Гомер заставляет Одиссея плакать, когда он у царя фэаков Алкиноя, никем не узнанный, слушает, как ἀοιδος повествует в песне историю его собственной жизни: ибо здесь в высшей степени проступает сострадание к самому себе.

В замке Capo di Monte есть прекрасная картина, изображающая эту сцену, кисти одного молодого венецианца, по имени Айес.

§ 234.

Когда два противоположных и одинаково сильных мотива A и B действуют на известного человека и для меня очень важно, чтобы он избрал A, и еще более важно, чтобы он и впредь оставался верен своему выбору, так как, в случае непостоянства, он продаст меня, или что-нибудь подобное, — то я не должен поступать так, чтобы, например, препятствовать полному воздействию на него мотива B и подставлять ему всегда лишь A: тогда я никогда не мог бы рассчитывать на его решение; нет, я должен в высшей степени живо и ясно представить ему зараз оба мотива, так чтобы они подействовали на него со всею своей силою; выбор тогда определится решением его сокровенней-