Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. IV (1910).pdf/442

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 439 —


§ 306.

Как продолжительна ночь бесконечного времени в сравнении с коротким сновидением жизни!

§ 307.

Ретроспективный взгляд на нашу прошедшую жизнь никогда не доставляет нам полного удовлетворения. Или мы видим боли, или радости, которых у нас не было, или наслаждения, которых мы не замечали. — Это значит: наше я составлено из двух различных часов, которые редко или никогда не идут, вполне совпадая между собою, — т. е. из воли, которая представляет нашу подлинную и изначальную сущность и не знает ничего, кроме своего „удовлевторена“ или „не удовлетворена“ (так она проста!), и из познания, которое показывает ей эту простую тему в миллионах пестрых и разнообразных картин! Воспоминание о различных временах передает собственно только различные картины познания; ибо тема воли всегда была старая и монотоння.

§ 308.

Мы в продолжение всей нашей жизни полны тоски или по далекому будущему, как это бывает особенно в первой половине жизни, или по далекому прошедшему, как это бывает особенно во второй половине нашей жизни; настоящее же, в котором одном лежит действительность, нас не удовлетворяет никогда. Таким образом мы наконец замечаем, что мы всегда гонимся за лишенной существования и сущности тенью и не можем найти ничего, что удовлетворило бы эту тоску, т. е. было бы так реально, что могло бы удовлетворить в нас волю. Все это известно и уже давно сказано. Не так известно то соображение, почему это не может быть иначе. А потому, что жизнь и ее реальный мир не что иное, как простой образ, отображение воли, простое явление, а не вещь в себе. Поэтому она не обладает ни субстанцией, ни реальностью, но как всякая картина, или образ она — простая поверхность, лишенная плотности, простая тень, простая видимость. Но такова воля, которая неустанно стремится к удовлетворению: она — реальность, вещь в себе; поэтому ее никогда не может удовлетворить никакое простое явление, никакая простая картина. Оттого и жизнь никогда не может удовлетворить волю, потому что жизнь — только ее собственная тень.

§ 309.

До некоторой степени самое нелепое в жизни, это — завершенность каждого мгновения, будет ли оно наслаждением или болью, поскольку