Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. IV (1910).pdf/494

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 491 —

и Св. Девой, которых он однако же аллегорически принимает, вследствие чего и получается с трудом поддающееся пониманию, а иногда и внутренне-противоречивое изложение. В связи с этим находится и то, что он написал очень много: он не мог удовлетворить самого себя, не мог добиться ясных и кратких выражений; потому он всегда начинает сызнова и беспрестанно повторяется.

Будда, Экгард и я учим в существенных чертах одному и тому же, но Экгард делает это в оковах своей христианской мифологии. В буддизме заложены те же самые мысли, не искаженные полной мифологией; поэтому они просты и ясны, насколько религия может быть ясной. У меня же — полная ясность.

§ 449а.

Если посмотреть в корень вещей, то станет очевидным, что Мейстер Экгард и Сакья Муни учат одному и тому же; разница только в том, что первый не смеет и не может высказывать своих мыслей прямо, как другой, а вынужден переводить их на язык и мифологию христианства; отсюда возникают для него большие затруднения и неудобства, а для его читателей — непонятность; ибо он говорит то, чего не думает, и думает то, чего не говорит. Этим и объясняется место из одного кодекса, поставленное во главу пфейферовского издания: „Один человек жаловался Мейстеру Экгарду, что никто не может понять его проповеди“.

§ 450.

Если вы не хотите ничего больше, кроме слова, которое возбуждало бы в вас энтузиазм и приводило в восторг, то для этой цели слово бог может служить так же, как и всякое другое.

§ 451.

Может ли быть для профессора философии, т. е. для человека, который живет от философии, что-нибудь, употребляя мягкое выражение, более недостойное, чем исходящее от него обвинение в атеизме? А против меня это обвинение выставлено уже тремя профессорами философии. Эти господа сделали бы хорошо, если бы умерили несколько свой пыл в этом крике об атеизме, подумав о том, на чем собственно основывается теизм, а именно: 1) на откровении, 2) на откровении и 3) на откровении, и больше ни на чем в мире, — для того чтобы в пылу спора мы как-нибудь не соблазнились через них позабыть вежливость, которая везде подобает откровению.