Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. IV (1910).pdf/541

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 538 —

всякий разговор необходимо вступать только со смирением. Ибо, стремясь к обществу, мы, значит, хотим впечатлений, которые приходят извне, которые чужды нашему собственному „я“. Кто этого не понимает и, желая общества, не хочет однако прибегнуть к смирению, решительно не хочет отречься от самого себя, а наоборот, требует, чтобы чужой, совершенно отличный от него самого индивидуум был все же как раз таким, каким он желает видеть его в данный момент (сообразно степени своего образования, своим умственным силам, своему настроению), — кто, говорю я, поступает таким образом, тот вступает в противоречие с самим собою, потому что, с одной стороны, он хочет какого-нибудь „я“, чуждого его собственному, именно как такого, как общества, как чужого воздействия, и тем не менее, с другой стороны, требует, чтобы это чужое „я“ было совершенно похоже на какое-нибудь создание его фантазии, которое как раз отвечало бы его настроению и не имело никаких иных мыслей, кроме его.

Такая субъективность весьма свойственна женщинам. Но и мужчины не свободны от нее.

Однажды я сказал Гёте, жалуясь на иллюзорность и ничтожество жизни: „Ведь присутствующий друг уже не тот, что отсутствующий“. Он ответил мне на это: „Да, потому что отсутствуете-то вы сами, а он — только создан в вашей голове; между тем как присутствующий имеет собственную индивидуальность и движется по собственным законам, которые не всегда могут соответствовать тому, что вы себе вообразили“.

§ 585.

К провианту для жизненного путешествия особенно относится также и хороший запас смирения, которое приходится (и при том чем раньше, тем лучше для остатка путешествия) получать лишь путем абстракции от неосуществившихся надежд.

§ 586.

При непредвиденной потере мы обыкновенно очень подробно вычисляем ее случайность и перебираем в своих мыслях те незначительные неожиданные обстоятельства, стечение которых вызвало ее, и вследствие этого все больше и больше огорчаемся по поводу нее. Наоборот, мы бы скорее утешились, если бы вместо этого выяснили и представили себе тем же способом, в наглядной форме и достаточно живо, случайность прежнего обладания этим потерянным благом.

§ 587.

Как может быть человек доволен, пока он не достиг совершенного единства своего существа? Ибо пока в нем говорят впе-