Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. IV (1910).pdf/558

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 555 —


§ 633.

Ты, мой друг, не забывай никогда, что ты — философ, призванный к этому природой и ни к чему иному. Поэтому не ходи никогда по стопам филистеров; ибо если бы ты даже захотел стать им, ты никогда не мог бы этого сделать и остался бы только полуфилистером, неудавшимся созданием.

χαρμα δε τοις αλλοισιν, ελεγχειη δε σοι αυτῳ[1].

Филистер растворяется в жизни; ему поэтому хорошо в ней, он не хочет выходить за ее пределы, да и не может, если бы даже хотел.

Философа жизнь далеко не удовлетворяет, он не хочет чувствовать себя в ней хорошо и не может, если бы даже хотел: он отказывается от нее, пропускает случаи заполучить для себя ее выгоды, удаляется от нее, чтобы обозреть ее издалека и в целом, чтобы отобразить ее; так развертывает он свои силы, и это — лучшая часть его жизни. Что касается его личности, то она протягивает данное отображение, говоря: „такова вещь, которой я не хотел“.

§ 634.

Я почти всегда чувствую себя среди людей так, как чувствовал себя Иисус из Назарета, когда он взывал к своим ученикам, которые все спали.

§ 635.

Моя жизнь в действительном мире, это — горько-сладкий напиток. А именно, она представляет собою, как мое существование вообще, постоянное приобретение знаний, возрастание мыслей, которое касается, в данном случае, этого действительного мира и моего отношения к нему. Сущность моих познаний — печального и подавляющего характера; но форма познания вообще, возрастание мыслей, проникновение в истину — безусловно отрадного свойства, и так они своеобразно примешивают все время свою сладость к той горечи.

§ 636.

Была попытка уразуметь последование поступка из соответствующего мотива, как последование действия — из причины[2]; точно также хотели понять животную жизнь из электричества и химизма.

  1. На радость другим, себе ж самому на позор.
  2. А так как это не удалось, то его, это первое последование, приняли за нечто toto genere отличное, за свободную волю.