Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. IV (1910).pdf/82

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 79 —


IV.
Предшественники.

Чтобы доказать сделанное выше утверждение относительно решения, какое все глубокие мыслители давали нашему вопросу, я напомню о некоторых из великих людей, высказавшихся в этом смысле.

Прежде всего, чтобы успокоить тех, кто пожалуй подумает, будто защищаемая мною истина стоит в противоречии с религиозными основами, я отмечу, что уже Иеремия (10, ст. 23) сказал: „Дела человека не в его руках, и никто не имеет власти над тем, как он живет и направляет свои шаги“. Особенно же я сошлюсь на Лютера, который в специально для этого написанной книге О рабской воле (De servo arbitrio) со всей своей горячностью восстает против свободы воли. Достаточно привести отсюда два-три места, чтобы охарактеризовать его взгляд, который он, конечно, поддерживает не философскими, а теологическими доводами. Цитирую по изданию Сев. Шмидта, Страсбург 1707. — Там на стр. 145 говорится: Quare simul in omnium cordibus scriptum invenitur, liberum arbitrium ninil esse; licet obscuretur tot disputationibus contrariis et tanta tot virorum auctoritate. („Поэтому в сердцах всех вообще людей можно прочесть, что свобода воли не существует, — хотя это затемнено столькими противоположными рассуждениями и таким авторитетом стольких писателей“). — Стр. 214: Hoc loco admonitos velim liberi arbitrii tutores, ut sciant, sese esse abnegatores Christi, dum asserunt liberum arbitrium („Здесь я хочу напомнить защитникам свободы воли, чтобы они знали, что, отстаивая свободу воли, они являются отрицателями Христа“). — Стр. 220: Contra liberum arbitrium pugnabunt Scripturae testimonia, quotquot de Christo lo quuntur. At ea sunt innumerabilia, imo tota Scriptura. Ideo, si Scriptura judice causam agimus, omnibus modis vicero, ut ne jota unum aut apex sit reliquus, qui non damnet dogma liberi arbitrii („Против свободы воли говорят все свидетельства Писания, где только речь идет о Христе. А таких бесчисленное количество, прямо все Писание. Посему, если за решением дела обратимся к Писанию, я выйду победителем во всех смыслах, так что не останется ни единой йоты, ни единого надстрочного знака, который не осуждал бы догмата о свободе воли“).

Обратимся теперь к философам. Древних нельзя здесь серьезно брать в расчет, потому что их философия, как бы находясь еще в состоянии невинности, не пришла еще к ясному сознанию двух глубочайших и труднейших проблем философии новых времен,