Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. I (1910).pdf/144

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 132 —

наименьшей степени предполагает остальное, — согласно правилу Аристотеля: «и обучение следует иногда начинать не с первых его основ, а оттуда, откуда каждому легче научиться» (Metaph. IV, I). Систематический же порядок, в котором должны были бы следовать классы оснований, таков. Прежде всего надо было бы привести закон основания бытия — и из него опять-таки лишь его применение ко времени, — как простую, заключающую в себе только существенное, схему всех прочих видов закона доста­точного основания, как прототип даже всего конечного. Затем, по установлении основания бытия и в пространстве, должно было бы указать закон причинности; за ним следовал бы закон мотивации и, наконец, закон достаточного основания по­знания, так как все предыдущие относятся к непосредственным представлениям, а он — к представлениям из представлений.

Высказанная здесь истина, что время является простой, содержа­щей в себе только существенное, схемой всех форм закона осно­вания, объясняет нам абсолютно-совершенную ясность и точность арифметики, в которых никакая другая наука не может с нею сравниться. Все науки зиждутся на законе основания, ибо они всецело — соединения оснований и следствий. Но ряд чисел — это простой и единственный ряд оснований бытия и следствий во вре­мени: ввиду этой совершенной простоты, исключающей всякие побочные элементы и какие бы то ни было неопределенные отно­шения, он не оставляет желать ничего другого по своей точно­сти, аподиктичности и ясности. В этом все науки уступают арифметике, — даже геометрия, ибо из трех измерений пространства возникает столько отношений, что обзор их слишком труден как для чистой, так и для эмпирической интуиции; поэтому, сложные задачи геометрии решаются только вычислением, и геометрия таким образом спешит раствориться в арифметике. А то, что остальные науки содержат в себе разные затемняющие элементы, — этого мне не надо доказывать.

§ 47.
Временное отношение между основанием и следствием.

По законам причинности и мотивации основание должно во времени предшествовать следствию. Это крайне важно, как я по­дробно выяснил во ІІ-м томе своего главного произведения (гл. 4, стр. 41, 42; 3 изд., стр. 44 и сл.); туда я отсылаю, чтобы не по­вторяться. После этого нас не введут в заблуждение примеры, вроде того, какой привел Кант («Крит. чист. раз.», 1 изд.,