Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. I (1910).pdf/364

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 182 —


нашим телом, из впечатлений которого она исходит и которое само представляет собою лишь конкретное хотение, объектность воли, т. е. объект среди объектов, и в качестве такого может входить в познающее сознание непременно лишь в формах закона основания, а следовательно, уже предполагает и этим предположением создает время и все другие формы, выражаемые этим законом. Время — не что иное, как разделенный и раздробленный вид, в каком являются для индивидуального существа идеи; самые же идеи лежат вне времени и потому вечны; вот почему и говорит Платон, что время — подвижный образ вечности: αιωνος εικων κινητη о χρονος[1].

§ 33.

Итак, мы, в качестве индивидуумов, не обладаем другим познанием, кроме подчиненного закону основания; а так как эта форма исключает познание идей, то несомненно, что если для нас возможно бывает от познания отдельных вещей подыматься к познанию идей, то это осуществимо лишь потому, что в субъекте совершается тогда изменение, соответствующее и аналогичное великой перемене во всем характере объекта, — изменение, благодаря которому субъект, насколько он познает идею, уже больше не индивидуум.

Из предыдущей книги мы помним, что познание вообще само принадлежит к объективации воли на ее высших ступенях и чувствительность, нервы, мозг, подобно другим частям органического существа, служат лишь выражениями воли на этой степени ее объектности; поэтому, возникающее благодаря им представление тоже предназначено для службы воле, в качестве средства (μηχανη) для достижения ее целей, теперь уже более сложных (πολυτελεστερα), — для сохранения существа, одаренного многоразличными потребностями. Таким образом, первоначально и по своему существу познание находится всецело на службе у воли, и подобно тому как непосредственный объект, составляющий при посредстве закона причинности исходный пункт познания, есть лишь объективированная воля, так и всякое познание, следующее закону основания, остается в близком или отдаленном отношении к воле. Ибо индивидуум находит свое тело объектом среди объектов, с которыми оно состоит в многообразных отношениях и связях по закону основания и созерцание которых поэтому всегда, близкой или дальней дорогой, возвращает к собственному же телу индиви-

  1. Сюда относится 29-ая глава ІІ-го тома.