Страница:Эмиль, или о воспитании (Руссо, Энгельгардт, 1912).pdf/137

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


можно еще укрыться отъ ядра; но когда мы слыщимъ его звукъ, — поздно: ядро уже здѣсь. Можно опредѣлить разстояніе, на которомъ гремитъ громъ, по промежутку времени между молніей и ударомъ. Устраивайте такъ, чтобы ребенокъ познакомился со всѣми этими опытами; чтобы онъ производилъ тѣ, которые ему доступны, и находилъ другіе посредствомъ индукціи; но во сто разъ лучше ему не знать ихъ совсѣмъ, чѣмъ знать изъ вашихъ обясненій.

У насъ есть органъ, который соотвѣтствуетъ слуху, а именно органъ голоса; но у насъ нѣтъ органа, соотвѣтствующаго зрѣнію, и мы не можемъ воспроизводить цвѣта, какъ воспроизводимъ звуки. Вотъ лишнее средство воспитывать первое чувство, упражняя, одинъ при посредствѣ другого, активный и пассивный органы.

Человѣкъ обладаетъ голосомъ трехъ родовъ: а именно, голосомъ говорящимъ или членораздѣльнымъ, голосомъ поющимъ или мелодическимъ, голосомъ патетическимъ или выразительнымъ, который служить языкомъ страстей и одушевляетъ пѣніе и слово. Ребенокъ также обладаетъ этими тремя голосами, хотя не умѣетъ сливать ихъ, какъ взрослый: у него, какъ и у насъ, есть смѣхъ, крики, жалобы, восклицанія, стоны, но онъ не умѣетъ примѣшивать ихъ измѣненіе къ двумъ другимъ голосамъ. Совершенная музыка та, которая всего лучше сочетаетъ эти три голоса. Дѣти неспособны къ этой музыкѣ, и ихъ пѣніе всегда лишено души. Точно также, при примѣненіи говорящаго голоса, ихъ рѣчь лишена выразительности; они кричатъ, не не выражаютъ; и какъ въ ихъ рѣчи мало выраженія, такъ въ ихъ голосѣ мало энергіи. Рѣчь нашего воспитанника будетъ еще ровнѣе, еще проще, такъ какъ его страсти, еще не пробудившіяся, не будутъ примѣшивать своего голоса къ его голосу. Не вздумайте давать ему читать роли въ трагедіи и комедіи, или учить его, что называется, декламировать. У него будетъ слишкомъ много смысла, чтобы умѣть придавать тонъ вещамъ, которыя онъ не можетъ понять, и выраженіе чувствамъ, которыхъ онъ никогда не испытывалъ.

Учите его говорить связно, ясно, хорошо выговаривать, произносить точно и безъ аффектаціи, знать и соблюдать грамматическое и прозодическое удареніе, говорить всегда достаточно громко, чтобы его слышали, но никогда громче, чѣмъ нужно: недостатокъ, свойственный дѣтямъ, воспитывающихся въ коллежахъ; ни въ чемъ ненужно излишества.

Точно также, въ пѣніи, сдѣлайте его голосъ вѣрнымъ, ровнымъ, гибкимъ, звучнымъ; его ухо воспріимчивымъ къ такту и гармоніи, но и только. Подражательная и театральная музыка ему не по лѣтамъ; я не желалъ бы даже, чтобы онъ пѣлъ слова; если бы онъ захотѣлъ ихъ пѣть, я-бы попытался сочинить для него спеціальныя пѣсни, интересныя для его возраста и такія-же простыя, какъ его идеи. Понятно, что если я не тороплюсь научить его читать книги, то тѣмъ болѣе не стану учить его читать ноты. Будемъ избавлять его мозгъ отъ всякаго черезчуръ напряженнаго вниманія, и не станемъ торопиться сосредоточивать его умъ на условныхъ знакахъ. Это, сознаюсь, кажется довольно затруднительнымъ; такъ какъ если знаніе нотъ вначалѣ представляется не болѣе необходимымъ для того, чтобы умѣть пѣть, чѣмъ знаніе буквъ для того, чтобы умѣть говорить, то все же тутъ есть разница: въ разговорѣ мы выражаемъ наши собственныя