Страница:Эмиль, или о воспитании (Руссо, Энгельгардт, 1912).pdf/185

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


такомъ состояніи, значило бы въ дѣйствительности выйти изъ него; такъ какъ первый законъ природы есть забота о самосохраненіи.

Такъ образуются мало по малу въ умѣ ребенка идеи о соціальныхъ отношеніяхъ, раньше даже, чѣмъ онъ въ состояніи сдѣлаться активнымъ членомъ общества. Эмиль видитъ, что для того, чтобы имѣть орудія, которыми онъ пользуется, ему нужно имѣть и такія, которыми пользуются другіе, такъ какъ въ обмѣнъ за нихъ онъ можетъ пріобрѣсти вещи, необходимыя для него и находящіяся въ ихъ распоряженіи. Мнѣ нетрудно привести его къ сознанію необходимости обмѣна и умѣнью имъ пользоваться.

Монсеньеръ, надо же мнѣ жить, сказалъ одинъ горемычный писатель-пасквилянтъ министру, упрекавшему его за гнусное ремесло. Я не вижу въ этомъ надобности, холодно отвѣтилъ сановникъ. Этотъ отвѣтъ, превосходный для министра, былъ бы варварскимъ и ложнымъ въ устахъ всякаго другого. Каждому человѣку надо жить. Этотъ аргументъ, которому каждый придаетъ больше или меньше силы, смотря по большей или меньшей степени своей человѣчности, кажется мнѣ безспорнымъ для того, кто высказываетъ его по отношенію къ самому себѣ. Такъ какъ изъ всѣхъ отвращеній, даваемыхъ намъ природою, сильнѣйшимъ является отвращеніе къ смерти, то изъ этого слѣдуетъ, что все позволено тому, у кого нѣтъ другого средства сохранить свою жизнь. Принципы, во имя которыхъ добродѣтельный человѣкъ научается презирать свою жизнь и жертвовать своему долгу, очень далеки отъ этой первобытной простоты.

Блаженны тѣ народы, у которыхъ можно быть добрымъ безъ усилія и справедливымъ безъ добродѣтели! Если есть такое несчастное состояніе на свѣтѣ, въ которомъ никто не можетъ жить, не дѣлая зла, и граждане должны быть плутами въ силу необходимости, то не злодѣя нужно вѣшать, а того, кто принуждаетъ его быть таковымъ.

Какъ только Эмиль узнаетъ, что такое жизнь, моей первой заботой будетъ научить его сохранять ее. До сихъ поръ я не дѣлалъ различія между сословіями, званіями, состояніями; не буду ихъ различать и въ дальнѣйшемъ, потому что человѣкъ одинъ и тотъ же во всѣхъ сословіяхъ; у богатаго желудокъ не больше, чѣмъ у бѣднаго, и перевариваетъ не лучше; у господина руки не длиннѣе и не сильнѣе, чѣмъ у раба; вельможа не больше простолюдина, и наконецъ, такъ какъ потребности всюду одни и тѣже, то и средства къ ихъ удовлетворенію должны быть всюду равны. Приспособляйте воспитаніе человѣка къ человѣку, а не къ тому, что не онъ. Неужели вы не видите, что стараясь образовать его исключительно для одного состоянія, вы дѣлаете его безполезнымъ для всякаго другого, и что, если судьба сыграетъ съ нимъ шутку, то всѣ ваши старанія окажутся ему во вредъ? Что можетъ быть смѣшное обнищавшаго вельможи, сохранившаго въ нищетѣ предразсудки своего рожденія? Что можетъ быть униженнѣе раззорившагося богача, который, вспоминая съ какимъ презрѣніемъ относятся къ бѣднотѣ, чувствуетъ себя послѣднимъ изъ людей? Для одного единственнымъ рессурсомъ остается ремесло общественнаго плута, для другого— пресмыкающагося лакея съ девизомъ: надо же мнѣ жить.