Страница:Эмиль, или о воспитании (Руссо, Энгельгардт, 1912).pdf/245

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


вать дѣйствіе и противодѣйствіе частныхъ интересовъ въ гражданскомъ обществѣ, и такъ вѣрно предвидѣть событія, чтобы рѣдко обманываться въ своихъ предпріятіяхъ или по крайней мѣрѣ всегда выбирать наилучшія средства для достиженія успѣха. Законы не позволяютъ молодымъ людямъ самимъ устраивать свои дѣла и распоряжаться собственнымъ имѣніемъ; но къ чему послужатъ имъ эти предосторожности, если до назначеннаго возраста они не пріобрѣли никакого опыта? Они ничего не выиграютъ отъ этой отсрочки, и въ двадцать пять лѣтъ будутъ такими же неопытными, какъ въ пятнадцать. Безъ сомнѣнія надо принять мѣры, чтобы молодой человѣкъ, ослѣпленный своимъ невѣжествомъ или обманутый своими страстями, не причинилъ зла самому себѣ; но во всякомъ возрастѣ позволено быть благотворительнымъ, во всякомъ возрастѣ можно помогать, подъ руководствомъ благоразумнаго человѣка, несчастнымъ, нуждающимся только въ поддержкѣ.

Кормилицы матери привязываются къ дѣтямъ въ силу заботъ, которыя расточаютъ имъ; практика соціальныхъ добродѣтелей вноситъ въ сердца любовь къ человѣчеству; дѣлая добро, становятся добрыми; я не знаю болѣе надежнаго способа. Занимайте вашего воспитанника всѣми добрыми дѣлами, какія ему доступны; пусть интересы обездоленныхъ всегда будутъ его интересами; пусть онъ помогаетъ не только своимъ кошелькомъ, но и своими заботами; пусть онъ служитъ имъ, покровительствуетъ имъ, посвящаетъ имъ свою личность и свое время; пусть сдѣлается ходатаемъ по ихъ дѣламъ: никогда въ жизни ему не придется выполнять болѣе благородную роль. Сколько угнетенныхъ, которыхъ никто не хотѣлъ выслушать, добьются справедливости, когда онъ вступится за нихъ съ той неустрашимой твердостью, которую даетъ служеніе добродѣтели; когда онъ возьметъ приступомъ двери богатыхъ и знатныхъ; когда, въ случаѣ надобности, онъ принесетъ къ подножію престола жалобу несчастныхъ, для которыхъ всѣ ходы закрыты ихъ нищетой, которые не смѣютъ даже жаловаться изъ опасенія подвергнуться карѣ за имъ же причиненное зло!

Не сдѣлаемъ ли мы Эмиля странствующимъ рыцаремъ, исправителемъ несправедливостей, паладиномъ? Не станетъ ли онъ вмѣшиваться въ общественныя дѣла, брать на себя роль мудреца и поборника законовъ передъ знатными, передъ чиновниками, передъ государемъ, ходатая передъ судьями и адвоката въ судахъ? Ничего не знаю. Шутливыя и смѣшныя имена не измѣняютъ природы вещей. Онъ будетъ дѣлать все, что находить полезнымъ и хорошимъ. Ничего другого онъ дѣлать не будетъ, и онъ знаетъ, что не можетъ быть хорошимъ и полезнымъ для него то, что не соотвѣтствуетъ его возрасту. Онъ знаетъ, что его первая обязанность есть обязанность по отношенію къ самому себѣ; что молодые люди должны быть недовѣрчивыми къ себѣ, осмотрительными въ своемъ поведеніи, почтительными къ старшимъ, сдержанными въ безпредметныхъ разговорахъ, скромными въ безразличныхъ вещахъ, но смѣлыми въ хорошемъ дѣлѣ и безстрашными, когда нужно сказать правду. Таковы были тѣ знаменитые римляне, которые, прежде чѣмъ занять какую нибудь должность, проводили молодость въ преслѣдованіи преступленій и защитѣ невинности, безъ всякаго другого интереса, кромѣ желанія научиться, служа правосудію и охраняя добрые нравы.