Страница:Эмиль, или о воспитании (Руссо, Энгельгардт, 1912).pdf/377

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


устроитъ себѣ нарядъ, который сдѣлаетъ ее во сто разъ болѣе очаровательной, чѣмъ всѣ яркія тряпки Дюша.

Такъ какъ хорошее всегда хорошо, и такъ какъ слѣдуетъ всегда быть какъ можно лучше, то женщины, которыя знаютъ толкъ въ костюмахъ, выбираютъ хорошіе, остаются при нихъ и не мѣняя ихъ то и дѣло, бываютъ менѣе заняты ими, чѣмъ тѣ, которыя не знаютъ, на чемъ остановиться. Истинная заботливость о костюмѣ не требуетъ большой возни съ туалетомъ. Молодыя барышни рѣдко бываютъ въ парадномъ туалетѣ, работа, уроки наполняютъ ихъ день; однако же, вообше говоря, онѣ одѣты такъ же тщательно, какъ дамы, за исключеніемъ румянъ, и часто съ большимъ вкусомъ. Злоупотребленіе туалетомъ не то, что о немъ думаютъ, оно вытекаетъ скорѣе изъ скуки, чѣмъ изъ тщеславія. Женщина, проводящая за туалетомъ шесть часовъ, знаетъ, что отъ этого она не будетъ лучше той, которая проводитъ за нимъ только полчаса; но это помогаетъ убивать несносно тянущееся время, и лучше развлекаться собою, чѣмъ скучать всѣмъ. Безъ туалета какъ прожить съ полудня до девяти часовъ? Собирая вокругъ себя женщинъ, забавляются, выводя ихъ изъ терпѣнія, это уже нѣчто; избѣгаютъ бесѣды съ глазу на глазъ съ мужемъ, котораго можно видѣть только въ эти часы,—это еще важнѣе; а затѣмъ являются торговки и торговцы, франты, поэтики, стихи, пѣсенки, брошюры: безъ туалета нельзя было бы собрать все это такъ успѣшно. Единственная реальная выгода, относящаяся къ самому занятію, это возможность выставлять себя на показъ болѣе откровенно, чѣмъ когда туалетъ конченъ; но эта выгода быть можетъ не такъ велика, какъ думаютъ, и женщины, усердно занимающіяся туалетомъ, не такъ много выигрываютъ отъ этого, какъ говорятъ. Давайте, не смущаясь, женщинамъ женское: воспитаніе, внушайте имъ любовь къ заботамъ, лежащимъ на ихъ полѣ, скромность, умѣнье смотрѣть за хозяйствомъ и находить занятіе дома; возня съ туалетомъ отпадетъ сама собою, а одѣты онѣ будутъ съ большимъ вкусомъ.

Первое, что замѣчаютъ, подростая, молодыя особы, это, что всѣ постороннія прелести недостаточны для нихъ, если онѣ не обладаютъ своими собственными. Нельзя надѣлить себя красотой, а кокетству научаются не такъ скоро; но можно уже стараться придать изяшество своимъ жестамъ, нѣжный тонъ голосу, внушительность осанкѣ, легкость походкѣ, можно принимать граціозныя позы и во всемъ выбирать наиболѣе выгодное для себя. Голосъ растетъ, крѣпнетъ и получаетъ тембръ; руки развиваются, походка становится увѣренной, и дѣвушка замѣчаетъ, что, каковъ бы ни былъ нарядъ, всегда есть способъ обратить на себя вниманіе. Съ этого момента дѣло уже не исчерпывается иглой и рукодѣльемъ, обнаруживаются новые таланты, и даютъ уже почувствовать свою полезность.

Я знаю что суровые воспитатели высказываются противъ обученія дѣвочекъ пѣнію, танцамъ и какимъ бы то ни было пріятнымъ искусствамъ. Это кажется мнѣ забавнымъ: кого же они хотятъ обучать имъ? Мальчиковъ? Кому, мужчинамъ или женщинамъ, надлежитъ по преимуществу обладать этими талантами? Никому, отвѣтятъ они: свѣтскія пѣсни — преступленіе, танцы — изобрѣтеніе дьявола; развлеченіемъ для молодой дѣвушки должны служить только работа да