Страница:Эмиль, или о воспитании (Руссо, Энгельгардт, 1912).pdf/463

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


комиться съ видомъ, нужно ли ознакомиться со всѣми индивидуумами? Нѣтъ: есть люди, которые такъ похожи другъ на друга, что не стоитъ труда изучать ихъ отдѣльно. Кто видѣлъ десятокъ французовъ, тотъ видѣлъ ихъ всѣхъ. Хотя нельзя сказать того же объ англичанахъ и нѣкоторыхъ другихъ народахъ, но тѣмъ не менѣе достовѣрно, что каждая нація обладаетъ своимъ собственнымъ, специфическимъ характеромъ, который познается путемъ индукціи изъ наблюденія не одного, а нѣсколькихъ ея членовъ. Тотъ, кто сравнилъ десятокъ народовъ, знаетъ людей, какъ тотъ, кто сравнилъ десятокъ французовъ, знаетъ французовъ.

Для того, чтобы научиться, не достаточно ѣздить по разнымъ странамъ, надо умѣть путешествовать. Чтобы наблюдать, нужно имѣть глаза и обращать ихъ на предметъ, который желаешь знать. Есть много людей, которых путешествія научаютъ еще меньше, чѣмъ книги, потому что они не обладаютъ искусствомъ мыслить; при чтеніи ихъ умъ направляется, по крайней мѣрѣ, авторомъ, а въ путешествіи они ничего не умѣютъ видѣть сами. Другіе не научаются, потому что не хотятъ учиться. Ихъ цѣль совершенно другая, а это ихъ совсѣмъ не занимаетъ; развѣ случайно, они могутъ точно замѣтить то, на что вовсе не собирались обращать вниманіе. Изъ всѣхъ народовъ въ мірѣ, французы путешествуютъ наиболѣе, но, признавая только свой обычаи, они путаютъ все, что не походитъ на нихъ. Французы попадаются во всѣхъ углахъ міра. Нѣтъ страны, гдѣ найдется столько путешествовавшихъ людей, сколько во Франціи. При всемъ томъ, та изъ европейскихъ націй, которая видитъ наиболѣе народовъ, знаетъ ихъ наименѣе. Англичанинъ тоже путешествуетъ, но на иной ладъ; видно, эти два народа должны быть во всемъ противоположны. Англійская аристократія путешествуетъ, французская нѣтъ; французскій народъ путешествуетъ, англійскій нѣтъ. Мнѣ кажется, эта разница дѣлаетъ честь послѣднему. Французы путешествуютъ всегда ради какой-нибудь корыстной цѣли, но англичане не ищутъ фортуны у другихъ націй, развѣ путемъ торговли и съ полными пригоршнями денегъ; они путешествуютъ ради того, чтобы тратить деньги, и не для того, чтобы жить на чужой счетъ; они слишкомъ горды, чтобы пресмыкаться въ чужихъ краяхъ. Вслѣдствіе этого, они лучше научаются у иностранцевъ, чѣмъ французы, которые совсѣмъ не о томъ думаютъ. У англичанъ однако есть свои національные предразсудки и даже въ большемъ количествѣ, чѣмъ у кого бы то ни было, но эти предразсудки зависятъ не столько отъ невѣжества, сколько отъ пристрастія. У англичанъ предразсудки вытекаютъ изъ гордости, у француза изъ тщеславія.

Какъ наименѣе культурные народы бываютъ наиболѣе разумными, такъ тѣ, которые путешествуютъ меньше, путешествуютъ лучше; менѣе подвинувшіеся, чѣмъ мы, въ нашихъ легкомысленныхъ изслѣдованіяхъ, и менѣе заинтересованные предметами нашего пустого любопытства, они отдаютъ все свое вниманіе тому, что дѣйствительно полезно. Изъ извѣстныхъ мнѣ народовъ такъ путешествуютъ только испанцы. Межъ тѣмъ какъ французъ бѣгаетъ по артистамъ, англичанинъ заставляетъ ихъ срисовывать антиковъ, а нѣмецъ является ко всѣмъ ученымъ со своимъ альбомомъ, испанецъ молча изучаетъ пра-