Страница:Ярославский Е. - Библия для верующих и неверующих - 1959.djvu/37

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

До сих пор мы видели, как все сотворилось по слову бога: и небо, и Земля, и светила — весь мир, а здесь начинается творение во второй раз. Так как библия составлялась множеством разных лиц, в разное время, переписывалась, подправлялась, то вторая глава является скорее всего первой: люди сначала проще понимали устройство мира, и ихний древний бог создавал мир и все предметы личным трудом, работой; а рассказ о сотворении мира путем творческого слова — это уже гораздо более поздний. Бог, по рассказу II главы Бытия, замешивает из земли (из глины) и вылепляет человека, как горшечник лепит горшок, как скульптор (ваятель) делает разные фигуры руками. Слепивши фигуру, он дует в нее, и человек стал «душою живою». Ну, а у остальных животных, что же, нет такой же «души», как у человека? Попы напрасно стараются это доказать, так как на самом-то деле между устройством и свойствами тела человека и животных есть много общего, родственного, схожего, и никакой душой ни человек, ни животные не обладают. Человек обладает большим умственным развитием, а это объясняется не тем, что бог «отличил» человека, дав ему разум, а историей самого человеческого общества. Благодаря труду и изготовлению орудий труда человек выделился из среды всего остального животного мира, частью которого он является. Поэтому человек должен быть назван общественным животным, изготовляющим орудия труда.(См. Ф. Энгельс — «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»).

Затем во II главе рассказывается о том, как еврейский бог насадил Эдем — райский сад и опять-таки трудился над этим личным трудом:

«8. И насадил господь бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал».

«18. И сказал господь бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19. Господь бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных и привел (их) к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

20. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему».