Страница:Ярославский Е. - Библия для верующих и неверующих - 1959.djvu/85

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

Ламеха, Цилла, родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа, другими словами, Тувалкаин был прародитель всех слесарей, механиков и кузнецов, лудильщиков, литейщиков, котельщиков и проч.[1]

Читатель, хотя бы и верующий, конечно, в праве остановиться на этом. Как же так? Только что бог проклял Каина за убийство Авеля, сказал ему, что он будет вечным изгнанником и бродягой, и вот через три строчки этот самый бродяга строит уже города. Правда, не совсем понятно, как это он этот город строит, если людей-то не было? Точно так же не совсем понятно, на ком он женился, так как библия совершенно не рассказывает, что были другие мужчины, кроме Адама, и о том, что были другие женщины, кроме Евы. На ком мог жениться Каин — совершенно непонятно, если только верить библии; поэтому приходится библии не верить.

Сказкой является библейский рассказ о происхождении людей от сотворенной будто бы богом пары людей.

Города возникли, конечно, на поздней ступени развития человеческих обществ. Для постройки городов нужен не только материал, — нужна техника и развитие ремесла и развитие орудий производства, и, самое главное, нужен такой хозяйственный строй, при котором города были бы необходимы людям, нужно такое разделение труда, при котором промышленность отделяется от сельского хозяйства. Прежде чем люди достигли этого, прошли века и века. Библейский рассказ о том, что сын «первой женщины» построил город, конечно, является совершеннейшим вымыслом.

Как видите, по этому библейскому рассказу, никакого возмездия Каин на самом деле не получил — наоборот, бог обещает ему, что если кто убьет Каина (или кого-нибудь из рода Каина), то за того отомстится всемеро. Один из потомков Каина произнес перед своими женами такую речь:

«Ада и Цилла, послушайтесь голоса моего, жены Ламеховы, внимайте словам моим. Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне. Если за Каина отомстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (в 490 раз).

Вот, значит, какая кровавая месть господствовала в древние времена, и убийство влекло за собой страшное наказание[2].

  1. Иавал, Иувал и Тувалкаин — сказочные библейские предки-родоначальники скотоводов, музыкантов и кузнецов. Сказания о них сложились у древних евреев сравнительно поздно, — когда с переходом к железным орудиям и вообще с ростом производительных сил и усложнением разделения труда произошло разложение родового строя, когда начало зарождаться классовое общество, когда стало намечаться деление на богатых и бедных. Отзвуки этого в данных сказаниях выступают как в перечислении самостоятельных занятий скотоводов, музыкантов и кузнецов, так и в указаниях, что Тувалкаин якобы ковал все орудия из меди и железа, а Иувал был родоначальником музыкантов, обслуживавших богачей на их пирах и увеселениях.
  2. Кровавая, или кровная, месть — обычай, сложившийся в условиях родового строя. Заключается он в том, что, если какой-нибудь чужак убивал сородича, весь род убитого обязан был отомстить убийце, убить его самого. Пережитки этого обычая существовали у нас вплоть до Великой Октябрьской революции среди некоторых народностей Кавказа, причем усиленно поддерживались местной родовой знатью и духовенством.