Страница:1870, Russkaya starina, Vol 1. №1-6.pdf/94

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


вѣдывать моей перепиской, и дѣла мои не давали мнѣ времени провѣрять ее. Далѣе, писали они мнѣ, что замѣтили, будто гораздо рѣже стали посылаться къ нимъ деньги, чѣмъ когда я одинъ занимался дѣлами и что имъ пріятнѣе получать вѣжливо написанныя письма, чѣмъ постоянныя дерзости и придирки.

Это былъ единственный разъ, что на меня пожаловались мои пріятели съ техъ поръ, какъ у меня завязалась переписка съ ними; а я иногда имѣлъ выгоду отъ знакомства съ ними, потому что они посылали мнѣ свои вещи на коммиссію и соглашались подвергаться всѣмъ рискамъ. Компаньонъ мой отвѣтилъ на замѣчаніе мое, что я поступаю не такъ, какъ слѣдовало бы дѣловому человѣку, что лучше заставить ихъ брать цѣну товара съ насъ, а намъ самимъ брать всѣ риски на себя, и что мы такимъ образомъ будемъ получать гораздо больше барыша. Сколько я съ нимъ ни говорилъ объ этомъ, это ни къ чему не повело. Я готовъ былъ искусать себѣ пальцы отъ досады, что вздумалъ вступить въ компанію съ этимъ господиномъ, который не только не облегчалъ мнѣ дѣло, но прибавлялъ заботы и тревоги.

Прошло уже три года, какъ я возился съ нимъ, когда онъ заболѣлъ какой-то меланхоліей, которой онъ страдалъ уже въ Лондонѣ, гдѣ жилъ у своихъ братьевъ, какъ они впослѣдствіи мнѣ писали. Съ нимъ дѣлались какіе-то припадки въ родѣ умопомѣшательства: онъ приходилъ ни съ того, ни съ сего ночью ко мнѣ, будилъ меня и объявлялъ, что совершилъ преступленіе противъ императрицы, что его велѣно арестовать и заключить въ крѣпость. Какъ ни старался я успокоить его, онъ никакъ не могъ отдѣлаться отъ этой мысли. Иногда онъ являлся ко мнѣ въ команту, становился передъ зеркаломъ съ бритвою въ рукѣ, и дѣлалъ видъ, что хочетъ перерѣзать себѣ горло. Я пригласилъ двухъ докторовъ какъ-нибудь его вылечить. Они предписали ему ванны со льдомъ, но я никакъ не могъ уговорить его сѣсть въ ванну, а силу употребить не хотѣлъ. Наконецъ онъ объявилъ мнѣ, что сядетъ, если я самъ первый въ нее сяду и останусь въ ней рядомъ съ нимъ. Хотя это было вовсе не здорово для меня, однако я сѣлъ, въ надеждѣ, что это ему поможетъ. Дѣйствительно, въ ту же ночь онъ былъ поспокойнѣе. Я просилъ г. Дювиліаро (du Villiaro), одного изъ его пріятелей и соотечественниковъ, переночевать въ его комнатѣ съ двумя