Страница:1895, Russkaya starina, Vol 83. №4-6.pdf/453

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


редакторовъ условіемъ, чтобы въ Сводъ было внесено только то, что Высочайше утверждено.

Между тѣмъ въ почтовомъ управленіи Высочайше утвержденнаго было только безобразнѣйшее изъ произведеній ума человѣческаго, такъ называемое Положеніе 1830 года, которое начиналось такъ: «деньги принимать на почту счетомъ», и этой фразой разомъ рекомендовало свою глубину и мудрость. Положеніе это касалось только движенія корреспонеднціи и, съ теченіемъ времени, совершенно утратило практическую примѣнимость, ибо въ дѣйствіяхъ почтоваго управленія не только явились другія, не менѣе важныя, отрасли: управленіе почтовыми станціями, учрежденіе почтовыхъ экипажей, газетная операція и т. п., но самые пріемы и распорядки относительно корреспонденціи, въ которыхъ ввведено упоребленіе штемпельныхъ кувертовъ, образованіе городской почты и т. п., совершенно измѣнилось. Такимъ образомъ выходило, что то, немногое, что было Высочайше утверждено, не имнло, большею частію, дѣйствія, а то, что дѣйствовало, не имнло, большею частію, Высочайшаго утвержденія. Создать что-пибудь стройное и систематическое, при условіи, поставленномъ графомъ Блудовымъ, представляло дѣйствительно задачу, почти неразрѣшимую.

Худо ли, хорошо ли, весною 1854 года я одолѣлъ эту работу, и въ началѣ лѣта, красиво переписанную, вложенную въ изящный футляръ, мы вмѣстѣ съ Кожуховымъ повезли ее въ Петергофъ докладывать графу, который съ дворомъ уже былъ тамъ. Оба мы разсчитывали, развязавшись съ этимъ дѣломъ, немедленно разъѣхаться изъ Петербурга: Кожуховъ по обычаю переѣзжалъ въ Парголово, гдѣ онъ постоянно проводилъ лѣто, а я предпоожилъ отправиться, вмѣстѣ съ семействомъ, въ подмосковную, въ имѣніе отца жены моей, отдохнуть и поправиться, такъ какъ болѣзнь, съ которую я вступилъ на почтовое поприще, хотя и умѣрила свою лютость, но не оставляла меня совершенно, и я постояно хирѣлъ, глотая всевозможныя пилюли и микстуры.

Графъ, по обычаю, принялъ насъ весьма любезно и привѣтливо, хотя и самъ былъ не совсѣмъ здоровъ, и во время нашего доклада постоянно мочилъ свои глаза какою-то примочкою. Сверхъ всякаго ожиданія, докладъ нашъ былъ неудовлетворителенъ. Графъ, недо-