Страница:1895, Russkaya starina, Vol 83. №4-6.pdf/465

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


преслѣдовали его по пятамъ. Начальники нашего отряда, видя неминуемую опасность, которой подвергался князь съ своими солдатами, посылали курьера за курьеромъ, чтобъ остановить его; но, по словамъ князя, онъ самъ уже не имнлъ никакой возможнсоит остановить своихъ солдатъ, которые уже не слушали его и какъ львы лѣзли въ гору. Когдаони выскочили на возвышенше, то эта горсть храбрецовъ очутилась лицомъ къ лицу предъ огромными массами непріятеля, во главн которыхъ стоялъ самъ Шамиль. Солдаты на мгновенше остановились и затѣмъ бросились на эти толпы. Князь говорилъ, что просто совершилось чудо. Толпы горцевъ дрогнули и побѣжали. Посланныя на подкрѣпленіе князя войска довершили пораженіе. По словамъ князя, это былъ счастливѣйшій день въ его жизни. Когда непріятель былъ прогнанъ, офицеры и солдаты окружли его и выражали восторженное удивленіе его храбрости. Въ этомъ дѣлѣ князь былъ раненъ пулею въ ногу. Тотчасъ собрана была дума, и онъ получилъ Георгія 4 ст., который потомъ и носилъ постоянно. Князь прибавлял, что еслибы не было такого счастливаго конца, онъ не только не получилъ бы награды, но долженъ бы непремѣнно идти подъ военный судъ за ослушаніе данныхъ ему приказаній и за вѣрную гибель солдатъ.

Потомъ, едва-ли не въ 1851 году, было другое, тоже замѣчательное въ высшей степени, дѣло. Князь гдѣ-то находился со своимъ отрядомъ, — кажется, на рубкѣ лѣса. Въ одно туманное утро въ его отрядн замѣтили огромную шайку непріятеля, переправляющуюся чрезъ рѣку. Князю какъ-то удалось мгновенно окружить его и буквально истребить, такъ что казаки его возвратились съ отрубленными непріятельскими головами. Самъ князь замѣчалъ, что такое распоряженіе отзывалось немного варварствомъ; но удача была такъ велика, что вѣроятность ея могла быть подтверждена только этимъ оригинальнымъ доказательствомъ. Кажется, за это именно дѣло князь и получилъ орденъ св. Анны 1 ст.

Въ то время, когда получалось здѣсь, одно за другимъ, извѣстія о славныхъ дѣлахъ князя, князь Владиміръ Ивановичъ говорилъ мнѣ, что самъ царь и весь дворъ поражены скромнстью и простотою донесеній князя. Въ этихъ донесеніяхъ князь говорилъ о своихъ дѣлахъ, какъ о вещахъ самыхъ простѣйшихъ, что произ-