Страница:1895, Russkaya starina, Vol 83. №4-6.pdf/572

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


каждую четверть часа отъ 5-ти до 10-ти капель Лаудана въ чашкѣ мятнаго чаю. Наконецъ, благодаря Бога, послѣ сильной ванны показалась испарина, и я, закутанный одѣяломъ, шубою, шинелью и даже буркою, потѣлъ чрезвычайно много. Послѣ этихъ и другиъ пособій, къ 8-ми часамъ вечера, я получилъ значительное облегченіе, а надругой день я былъ почти здоровъ, но слабость оставалась долго.

XIII.

1831 годъ.

Кишиневъ. — Причины, побудившія къ перемѣнѣ службы.

Записки эти я пишу не для свѣта и печати, а собственно для васъ, мои милыя дѣти, на тотъ конецъ, дабы вы, достигши зрѣлаго возраста и читая ихъ, когда меня не будетъ, знали въ возможной подробности мою жизнь. Посему, приближаясь къ эпохѣ, когда послѣдовалъ переломъ моей службы, я признаю нужнымъ изложить здѣсь какъ главную цѣль моего первоначальнаго стремленія, такъ и обстоятельства, кои, опрокинувъ мои надежды, дали моему служебному поприщу далеко не то направленіе, коего я добивался. Разсказъ этотъ я долженъ начать издалека и предваряю, что страницы эти объемлютъ самый грустный періодъ моей, — и безъ того не очень счастливой, — жизни.

Еще въ 1816 году, рѣшившись, по совѣту брата Григорія Петровича, поступить въ военную службу, я желалъ служить по генеральному штабу или по артиллеріи. Для этой цѣли и образованше мое во Франціи было преимущественно обращено на изученіе математики и другихъ наукъ. Но чтобы не потерять, въ отношеніи къ службѣ, время, долженствовавшее употребиться на мое обученіе, я опредѣленъ былъ въ началѣ 1817 года въ 41 егерскій полкъ юнкеромъ, съ тѣмъ, что, до производства въ офицеры, мнѣ позволено было заниматься науками внѣ полка. Выигрышъ въ этомъ опредѣленіи былъ видимый, ибо и ученіе шло порядкомъ и служба считалась. Да притомъ немаловажнаыя выгода заключалась и въ томъ, что, бывъ впослѣдствіи произведенъ въ офицры, я могъ бы прейти тѣмъ же чиномъ въ генеральный штабъ или въ артиллерію, разумѣется, выдержавши экзаменъ.

Для достиженія этой цѣли, занимавшей всѣ мои помышленія, я употреблялъ возможныя усилія къ скорѣйшему изученію математическихъ наукъ, и ученіе мое, какъ въ Дуэ, такъ и въ Парижѣ, шло весьма успѣшно. Между тѣмъ, въ то время, когда я подбирался къ половинѣ моего приготовленія, я долженъ былъ оставить науки и явиться въ полкъ, какъ