Страница:1895, Russkaya starina, Vol 83. №4-6.pdf/606

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


дѣлялся надъ темною массою лѣсовъ. Старыя стѣны Кремля, грязныя и въ нѣкоторыхъ мѣстахъ развалившіяся, припомнили намъ разсказы учителя исторіи Единевкаго о набѣгахъ татаръ на Москву, о геройской защитн отъ поляковъ. Царскій дворецъ показался намъ чудомъ по своимъ размѣамъ и красотѣ.

На Маросейкѣ и Покровкѣ, по которымъ насъ съ ужаснымъ громомъ и неимовѣрными толчками тащили линейки, мелькали передъ нами одинъ за другимъ стариные дома, то благообразные видомъ, то казарменной архитектуры. Долго мы недоумѣвали, что могла обозначать золотая голова свиньи, висѣвшая надъ однимъ изъ магазиновъ на Моросейкѣ. Впослѣдствіи мы узнали, что эта вывѣска красовалась надъ гастрономическимъ магазиномъ Бѣлова и что эта свинья голова торговла тогда на всю Москву. Наконецъ доѣхали мы до Лефортова. Мы знали, что прозвище Лефортово получила эта часть Москвы по имени сотрудника и друга Петра I Лефорта Въ то время Лефортово, за исключенімъ нѣсколькихъ зданій, влачило жалкое существоаніе, состоя изъ двухъ рядовъ убогихъ домовъ, и ничего интереснаго не представляло. Поэтому мы были очень рады, когда линейки остановились передъ громаднымъ зданіемъ I-го и II-го Московскихъ корпусовъ, или, какъ его тогда называли — Головинскимъ дворцомъ. Дворецъ этотъ назначенъ былъ намъ временнымъ помѣщеніемъ до окончательной перестройки казармъ учебнаго карабинернаго полка, которыя предназначались для нашего постояннаго мѣста жительства. Проѣздъ въ линейкахъ по московскимъ мостовымъ дотого насъ утомилъ и обезсилилъ, что мы съ трудомъ могли взобраться въ предназначенные намъ дортуары. Тысяче-верстный переѣздъ отъ Бреста до Москвоской заставы не былъ для насъ такъ тя желъ, какъ это путешествіе по Москвѣ. Пріѣздомъ въ Москву заканчивается первый періодъ существованія Брестскаго корпуса.

Къ моимъ воспоминаніямъ о прожитомъ времени кадетами нашего корпуса въ Брестн необходимо добавить, что, несмотря на непроглядныя сумерки, тяготѣвшія въ описываемое мною время надъ кадетами Брестскаго корпуса, несмотря на крайне ограниченное и безтолковое образованіе, какъ въ количественномъ, такъ и въ качественномъ отношеніи Брестскій корпусъ далъ Россіи много истинно интеллигентныхъ и даровитыхъ людей, сумѣвшихъ выказать свои дарованія если не на высшихъ ступеняхъ государственной службы, то тамъ, гдѣ ихъ судьба поставила. Изъ питомцевъ Брестскаго корпуса есть много генераловъ, комадюущихъ полками, есть професоора, ученые и литераторы.

Если не всѣ покончили карьеру такъ, какъ это было бы желательно для чести и достоинства Брестскаго корпуса, то въ этомъ нельзя винить направленіе, существовавшее среди насъ, какъ его г. Ягминъназываетъ вреднымъ, опаснымъ и противугосударственнымъ. Я увѣренъ, что