Страница:1895, Russkaya starina, Vol 83. №4-6.pdf/611

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


щищены со стороны Лабинской линіи храбрыми белсенеям, махошами, темиргоями и егерукаями, а со стороны Черноморіи бжедухами и гатюгаями или черченеями. При томъ же, живя въ довольстіи, они не имѣли надобости заниматься хищничествомъ и добывать себѣ существованіе грабежомъ. Когжа же пришлось абадзехамъ защищать свои собственные предѣлы, то они, со времени заложені Майкопа и до своего падені, дрались неустрашимо, мужественно и храбро.

Иными являются сопредѣльные абазехамъ шапсуги, жившіе между Шебшемъ и Абиномъ. Они считались злѣйшими и опасными сосѣдями черноморцевъ, и только пластунами сдерживалоись въ своихъ хищничествахъ и разбояхъ въ нашихъ предѣлахъ. Шапсуги умѣли мужественно и стойко защищаться на своей землѣ, что доказывалось значитлеьными потерями, во всѣхъ случаяхъ, когда нашимъ войскамъ приходилось съ ними драться. И между ними были лихіе наѣздники-предводителя, напримѣръ, Шеретлуковъ и Казбичъ. Несмотря на это, шапсуги не пользовались добрымъ именемъ между своими соплеменниками. Абадзехи пренебрегали ими и не вступали съ ними въ сношені; натухайцы и бжедухи боялись ихъ. Это происходило отъ ихъ сварливости, кровожадности, непостоянства и страсти къ хищничеству.

За Абиномъ вплоть до Новороссійска, Анапы и устьевъ Кубани въ Черное море, жили натухайцы. По причинѣ ли близости моря, или менѣе суровой мѣстности, но только натухацы отличались болѣе мирными, нежели воинственными наклонностями. Хищничествомъ же вовсе не занимались, какъ ихъ сосѣди шапсуги, потому что не были способны къ пріобрѣтеніямъ, соединеннымъ съ опасностями, или не находили въ томъ нужды по довольствію въ жизни, къ чему много способствовала торговля.

Наконецъ, если упомяну о бѣглыхъ кабардинцахъ, то тогда не будетъ забыто ни одно изъ самыхъ незначительныхъ непріязненныхъ намъ обществъ, обитавшихъ по сѣверо-восточному склону главнаго Кавказскаго хребта.

Бѣглые кабардинцы принадлежали къ выходцамъ изъ Кабарды, послѣ усмиренія ея, въ 1822 году, генераломъ Ермоловымъ. Сначала они жили въ верховьяхъ Зеленчуковъ и Урупа. Съ устройствомъ же Лабинской линіи, они разселились по разнымъ мѣстамъ залабинскаго пространства. Между бѣглыми кабардинцами было много храбрецовъ и наѣздниковъ, предводительствовавшихъ хищническими партіями, причинявшими много тревогъ и вреда нашимъ казачьимъ поселеніямъ.

Обратимся теперь къ перечисленію обществъ, жившихъ по юго-западному склону Кавказскаго хребта или обитавшихъ на Западномъ Кавказѣ по восточному берегу Чернаго моря.

Между Новороссійской бухтой и Псекуапе, гдѣ находились наши