Страница:20 месяцев в действующей армии (1877—1878). Том 2 (Крестовский 1879).djvu/174

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


снабженіяхъ[1]. Препятствовать непріятелю пользоваться продовольственными запасами изъ окрестныхъ селеній и для того жечь ихъ? — Но тутъ явился такой камень преткновенія, о которомъ надо объясниться нѣсколько подробнѣе. Выше было сказано, что генералъ Зотовъ еще въ первой половинѣ августа приказалъ оповѣстить окрестныхъ болгаръ, чтобы они свозили свои запасы за линіи русскаго расположенія, на что́ имъ давался двухнедѣльный срокъ, съ тѣмъ что по истеченіи онаго, всѣ не свезенные запасы будутъ уничтожаться, какъ непріятельскіе. Но какъ и куда свозить зерно и скирды сѣна да соломы со своего двора, если турки прежде всего постарались забрать рабочій скотъ болгарскій? Ужь не знаю, по этой ли причинѣ, или потому, что предупреждающее извѣщеніе генерала Зотова не во всѣ мѣста дошло по назначенію, только всѣ болгарскіе запасы за Видомъ цѣликомъ остались на хозяйскихъ дворахъ. Вѣроятно и генералъ Крыловъ не зналъ или забылъ о распоряженіи генерала Зотова, только и онъ не рѣшился на истребленіе: по крайней мѣрѣ, въ одной изъ своихъ записокъ, которою я имѣлъ случай пользоваться, онъ пишетъ слѣдующее:

«Не подвозы провіанта кормили Плевну. Ее кормили окаймляющія ея деревни, которыя слѣдовало прежде всего сжечь. Но кавалерія оперировала не въ непріятельской, а въ дружеской странѣ, въ краю, который мы пришли спасать. Всѣ эти деревни были чисто болгарскія, и если въ нихъ и находилась часть турецкаго имущества, то болгары и то называли своимъ. Какой русскій начальникъ взялъ бы на себя истребленіе достоянія болгаръ, котораго при пожарѣ не мыслимо было отдѣлить отъ турецкаго!»

И такъ, партизанскія дѣйствія были парализованы. Кромѣ всѣхъ уже указанныхъ причинъ ихъ неуспѣха, надо еще назвать самую главную: это то, что они были начаты поздно

  1. Кромѣ того, въ одной изъ находящихся у меня записокъ о дѣйствіяхъ завидской кавалеріи, говорится, что съ приближавшимся прибытіемъ гвардіи, генералъ Крыловъ «долженъ былъ ожидать со дня на день выступленія Османа-паши изъ Плевны на подготовленныя тыльныя позиціи. Осмапъ самъ говорилъ, что отступилъ бы своевременно, если бы не запрещеніе изъ Сераскеріата. Это предположеніе, хотя и не осуществившееся, но вполнѣ правильное, заставляло генерала Крылова держать корпусъ по возможности въ сборѣ, не удаляясь въ дальнія горныя ущелья со всѣми силами».