Страница:20 месяцев в действующей армии (1877—1878). Том 2 (Крестовский 1879).djvu/540

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



Еще верстъ за десять до Адріанополя на горизонтѣ начинаютъ бѣлѣть четыре стройныя иглы минаретовъ при джаміи Селима. Затѣмъ вскорѣ открывается широкій видъ на обширные сады и рощи, наполненныя раскидистыми чинарами, кипарисами и пирамидальными тополями. Потомъ влѣво — громадный фортъ съ трехъярусною обороной; за нимъ — другой и третій форты сильныхъ профилей, и въ этихъ постройкахъ еще издали, на первый взглядъ, уже чувствуется прочность, разсчитанная на долговременность защиты. Справа тоже отдѣльныя укрѣпленія виднѣются изъ-за деревьевъ. Но вотъ, наконецъ, и панорама цѣлаго города.

Издали Адріанополь довольно красивъ, чему много способствуютъ его сады и многочисленные минареты. Городъ широко раскинулся по обширному пологому холму, на высшей точкѣ котораго величественно возвышается громадная джамія Селима I, съ ея трехъярусными минаретами и полусферическимъ главнымъ куполомъ, гдѣ ярко горитъ на солнцѣ золотой полумѣсяцъ. Эта мечеть принадлежитъ къ числу самыхъ великолѣпныхъ храмовъ мусульманскаго міра. По своему положенію на высшей точкѣ адріанопольскаго холма, она господствуетъ надъ всѣмъ городомъ, распростершимся у ея подножія, и придаетъ ему особенную характерностъ. Все остальное какъ бы склоняется ницъ предъ ея дивнымъ, стройнымъ величіемъ.

Въѣзжаемъ въ городъ — нищета и убожество. Впрочемъ, это еще не самый городъ, а только его окраина, которая называется Ильдеримъ. Домишки строены на живую руку, изъ деревяннаго дранья и глины; окна, крыши, балкончики, стѣны, ворота — все это въ крайнемъ и давнишиемъ запущеніи. Во дворахъ и на улицѣ ужасная грязь — глубокая, липкая, топкая — и въ ней валяются вздувшіеся трупы животныхъ. Смрадъ повсюду. Греки и отчасти болгары уже открыли въ самомъ предмѣстьѣ кое-какія лавченки, гдѣ продаютъ сахаръ, чай, табакъ, вино и свѣчи.

Вотъ большой каменный мостъ, на нѣсколькихъ аркахъ, и по срединѣ его, справа, кіоскъ или бесѣдка, изъ камня же, напоминающая по архитектурѣ нѣчто въ родѣ часовни, какія нерѣдко встрѣчаются на мостахъ и при дорогахъ въ католическихъ странахъ. Въ кіоскѣ — бѣлая мраморная доска