Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/279

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена


Такъ печально сложилась семейная жизнь Андрея Андреевича.

Въ противоположность этому хозяйственныя дѣла Виніуса складывались наилучшимъ образомъ, и наканунѣ смерти онъ былъ предметомъ вниманія, вѣроятно, не одного „родственника“.

„Книга домашнихъ всякихъ записокъ“ А. А. Виніуса, изъ которой мы почерпаемъ извѣстія о его хозяйствѣ[1], раздѣляется на 2 половины: въ одной записи идутъ въ хронологическомъ порядкѣ, вродѣ хозяйственнаго дневника, другая носитъ характеръ бухгалтерской книги, даже съ терминами „дебетъ“ и „кредитъ“; въ этой же второй части находимъ попытку въ формѣ таблицы изобразить свои хозяйственныя операціи. Для насъ удобнѣе всего обозрѣть содержаніе этой книги по извѣстнымъ категоріямъ тѣхъ или иныхъ хозяйственныхъ вопросовъ.

Недвижимое имущество Виніуса было въ это время значительнымъ. Въ апрѣлѣ 1705 года онъ впервые записываетъ подробно всѣ данныя о своемъ недвижимомъ имуществѣ; но такъ какъ это онъ дѣлаетъ при смѣтѣ на раскладку казенныхъ повинностей, то тутъ же ему приходится перечислять и дворы своего зятя, и сосѣдей (нѣкоторые были у него заложены); поэтому точную цифру дворовъ принадлежащихъ самому Андрею Андр. мы впервые находимъ лишь въ „сказкѣ“ его жены (20 авг. 1707 г.): „а помѣстей, и вотчинныхъ, и бобылскихъ дворовъ за нимъ, думнымъ дьякомъ, въ Московскомъ уѣздѣ, въ Дмитровѣ, въ Мещовску, въ Волховѣ, въ Бѣлевѣ, на Резани, въ Шацкомъ, въ Пошетоньѣ Пошехоньѣ, всего въ 8 городѣхъ — 104“[2]. Въ сент. 1708 г. Виніусъ насчитываетъ

  1. Любопытно, что эта книга начинается 1703 г., а книга черновыхъ писемъ доведена до 1702 г.
  2. Моск. Архивь Мин. Юст., Разрядныя вязки, № 44 Названія селъ и деревень см. ниже (не будутъ упомянуты лишь 2 пустоши, которыя назовемъ здѣсь: это — пустоши Шитина и Лазаркова Горетова стана (см. межевыя книги М. Архива М. Юст.).
Тот же текст в современной орфографии

Так печально сложилась семейная жизнь Андрея Андреевича.

В противоположность этому хозяйственные дела Виниуса складывались наилучшим образом, и накануне смерти он был предметом внимания, вероятно, не одного „родственника“.

„Книга домашних всяких записок“ А. А. Виниуса, из которой мы почерпаем известия о его хозяйстве[1], разделяется на 2 половины: в одной записи идут в хронологическом порядке, вроде хозяйственного дневника, другая носит характер бухгалтерской книги, даже с терминами „дебет“ и „кредит“; в этой же второй части находим попытку в форме таблицы изобразить свои хозяйственные операции. Для нас удобнее всего обозреть содержание этой книги по известным категориям тех или иных хозяйственных вопросов.

Недвижимое имущество Виниуса было в это время значительным. В апреле 1705 года он впервые записывает подробно все данные о своем недвижимом имуществе; но так как это он делает при смете на раскладку казенных повинностей, то тут же ему приходится перечислять и дворы своего зятя, и соседей (некоторые были у него заложены); поэтому точную цифру дворов, принадлежащих самому Андрею Андр., мы впервые находим лишь в „сказке“ его жены (20 авг. 1707 г.): „а поместей, и вотчинных, и бобылских дворов за ним, думным дьяком, в Московском уезде, в Дмитрове, в Мещовску, в Волхове, в Белеве, на Резани, в Шацком, в Пошехонье, всего в 8 городех — 104“[2]. В сент. 1708 г. Виниус насчитывает

  1. Любопытно, что эта книга начинается 1703 г., а книга черновых писем доведена до 1702 г.
  2. Моск. Архивь Мин. Юст., Разрядные вязки, № 44. Названия сел и деревень см. ниже (не будут упомянуты лишь 2 пустоши, которые назовем здесь: это — пустоши Шитина и Лазаркова Горетова стана (см. межевые книги М. Архива М. Юст.).