Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/382

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

въ Можайскъ 5 августа. Прикащикъ Можайскаго яму Семенъ Насоновъ да ямщикъ Никита Ивановъ Хряхъ привели его къ воеводѣ. На допросѣ у воеводы рейтаръ отвѣчалъ, что суму взялъ у ямщика Яковлева, а прежде никогда ни у кого писемъ не бралъ и не носилъ. Рейтаръ былъ арестованъ, а въ Москву была послана отписка о случившимся. Ямщикъ былъ призванъ въ Ямской приказъ и допрошенъ. Онъ разсказалъ, какъ было дѣло и прибавилъ, что прежде никогда и никому почты не передавалъ. Его били кнутомъ нещадно; старосту и поручителей его били батогами. Рейтара велѣно было изъ-подъ ареста немедленно освободить[1].

Въ разсматриваемую эпоху также пришлось рѣшать вопросъ: всякія ли посылки можно посылать по почтѣ? Вопросъ былъ поднятъ по поводу безпорядковъ, которые грозили возникнуть между Новгородскими почтарями.

Въ маѣ 1688 года переводчикъ Илья Гитнеръ сообщилъ изъ Новгорода Виніусу, что среди мѣстныхъ ямщиковъ затѣвается что-то недоброе. Ямской прикащикъ Ѳедоръ Андреевъ Шишкинъ, неизвѣстно чѣмъ недовольный, сталъ настраивать ямщиковъ противъ почты. Онъ совѣтовалъ ямщикамъ бить челомъ государю, что имъ, кромѣ почтовыхъ сумъ, приходится перевозить на почтовыхъ подводахъ всякія тяжести: большія бочки съ рыбою, уксусомъ, цѣлые возы мерзлой рыбы. Тѣ ямщики, которые отказывались прикладывать руки къ челобитной, подвергались съ его стороны преслѣдованію: онъ ихъ билъ батогами, штрафовалъ, угрожалъ бить кнутомъ. Далѣе, онъ требовалъ отъ почтарей, чтобы они, кромѣ сумъ, ничего не принимали и, чтобы провѣрить, исполняютъ-ли ямщики его приказъ, онъ требовалъ, чтобы они всегда, и ночью и днемъ, являлись съ почтою передъ отъѣздомъ къ нему.

  1. Т. II, № 90.
Тот же текст в современной орфографии

в Можайск 5 августа. Приказчик можайского яму Семен Насонов да ямщик Никита Иванов Хрях привели его к воеводе. На допросе у воеводы рейтар отвечал, что суму взял у ямщика Яковлева, а прежде никогда ни у кого писем не брал и не носил. Рейтар был арестован, а в Москву была послана отписка о случившемся. Ямщик был призван в Ямской приказ и допрошен. Он рассказал, как было дело и прибавил, что прежде никогда и никому почты не передавал. Его били кнутом нещадно; старосту и поручителей его били батогами. Рейтара велено было из-под ареста немедленно освободить[1].

В рассматриваемую эпоху также пришлось решать вопрос: всякие ли посылки можно посылать по почте? Вопрос был поднят по поводу беспорядков, которые грозили возникнуть между новгородскими почтарями.

В мае 1688 года переводчик Илья Гитнер сообщил из Новгорода Виниусу, что среди местных ямщиков затевается что-то недоброе. Ямской приказчик Федор Андреев Шишкин, неизвестно чем недовольный, стал настраивать ямщиков против почты. Он советовал ямщикам бить челом государю, что им, кроме почтовых сум, приходится перевозить на почтовых подводах всякие тяжести: большие бочки с рыбою, уксусом, целые возы мерзлой рыбы. Те ямщики, которые отказывались прикладывать руки к челобитной, подвергались с его стороны преследованию: он их бил батогами, штрафовал, угрожал бить кнутом. Далее, он требовал от почтарей, чтобы они, кроме сум, ничего не принимали и, чтобы проверить, исполняют ли ямщики его приказ, он требовал, чтобы они всегда, и ночью и днем, являлись с почтою перед отъездом к нему.

  1. Т. II, № 90.