Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 35.pdf/341

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

и защите кунака, тотчас заснул. В[1] конце ночи его разбудил хозяин вместе с теми двумя тавлинцами, которые ходили в эту ночь к Воронцову. Хаджи-Мурат вскочил, схватился за пистолет, но тотчас опять положил его. Отслушав донесение мюрида, он встал и быстро оделся и, вместе с хозяином, выехал из аула. Его мюриды пошли пешком. Перед рассветом он простился с хозяином и, в сопровождении четырех мюридов и лошади с вьюками, переехал Аргуни и уже рассветало и на горах был розовый свет, когда он приблизился к месту, где трещали топоры русских рубщиков леса.

* № 10 (рук. № 11).

В тот самый вечер, как Панова назначали в секрет, а майор с широк[олицым] офицером усаживались у Воронцова за вист, в ближайший к Воздвиженской немирной аул въезжало пять всадников. В ауле, как и все аулы, приютившемся к горе так, что гора заменяла задние стены саклей и часть боковых,[2] в ауле шла обычная, тихая и вечерняя жизнь. Муедзин уже прокричал свое призванье, и старики уж помолились и, выйдя из мечети, сидели на бревнах и камнях, беседуя о Шамиле и русских, и о последней победе Шамиля, в которой был убит важный генерал. Женщины — которые шли с кувшинами с водой и за водой под гору, которые разводили огни,[3] и по всему аулу стелился пахучий дым горящего навоза.

* № 11 (рук. № 13).
I

В самый разгар войны Шамиля с русскими в передовой крепости Шахгири или по русски Воздвиженской фельдфебель 2-й роты, Петров,[4] уважаемый и солдатами и офицерами Василий Кононыч, отслуживающий двадцать четвертый год, три раза раненный, с двумя георгиевскими крестами,[5] широкоплечий, сильный, строгий человек с[6] густыми щетинистыми усами, вызвал свою роту на вечернюю зорю.[7] Солдаты в коротких полушубках (был декабрь месяц, снега не было, по ночам морозило) вышли из казарм и своих домиков, стали лицом на восток, и песенники[8] пропели «Отче наш», потом[9] Петров громко передал полученный им от ротного приказ выступать завтра с топорами до зари за Шахгиринские ворота.

  1. Зачеркнуто: середине
  2. Зач.: была
  3. Зач.: из кизяков
  4. Зач.: крестьян Тульской губ.
  5. Зач.: сухой
  6. Зач.: ще[тинистыми]
  7. Зач.: Солдаты стояли лицом к горе, когда горнисты и
  8. Зач.: Петров, как всегда, подтягивал им, потом когда солдаты
  9. Зач.: люди сели, поужинали щи и кашу с салом
319