Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 42.pdf/567

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

из того, что скажет Иван Иванович то, что Лев Николаевич мог бы забыть».[1] Под 9 февраля у Маковицкого записано: «Лев Николаевич попросил меня сравнить корректуру «Круга чтения» с черновой рукописью. Под некоторыми мыслями не было подписей; про одну из таких Лев Николаевич вспомнил, что она — Сенеки».[2]

Привезенная Толстому корректура не была выправлена корректором, что сильно затруднило чтение ее Толстым. Он обещал Горбунову-Посадову вернуть ему исправленную корректуру с А. Б. Гольденвейзером 13 февраля, то есть через неделю после получения.

Д. П. Маковицкий записывает 13 февраля:

«У Льва Николаевича было сегодня много дела, особенно с корректурой «Круга чтения». Он спешил с этой работой, потому что обещал сегодня отослать ее И. И. Горбунову и не хотел изменять своему слову, несмотря на то, что ему очень хотелось на место «Часовщика»[3] и некоторых других недельных чтений написать новые рассказы. Жаловался на трудности работы над этими корректурами «Круга чтения».

— Делаю маленькие и большие усилия не сердиться, — сказал он. — Иван Иванович обещал заняться корректурой, Павел Александрович [Буланже] — тоже, а корректура самая скверная, полна ошибок, местами непонятно, надо сличать с черновиками, подыскивать, так как даже дни перемещены. Много марал. Совсем устал».[4]

11 февраля Толстой писал своей дочери М. Л. Оболенской: «Взялся за корректуры «Круга чтения». Это уже совсем плохо... Сейчас вечер, устал за корректурами» (т. 75, стр. 220). То же писал он и И. И. Горбунову-Посадову 13 февраля: «Просмотрел все корректуры. Очень недоволен своей работой. Часовщик совсем не годится. Тоже хочется заменить «Самоотречение» Ламенне и «Разум» Шопенгауэра, заменить или прибавить. Так что погодите печатать а посмотрите еще, да построже... Нездоровится, голова не ясна. И не могу решить, печатать или не печатать? Лучше не печатать. Постараюсь окончить на неделе и тогда пришлю вам. Напишите, можете ли подождать» (т. 75, стр.222—223).

То же записано Толстым и в Дневнике под 18 февраля 1905 г.: «Круг чтения мне не понравился» (т. 55, стр. 124).

В ответном письме от 15 февраля И. И. Горбунов-Посадов писал Толстому: «Только что получил ваше письмо о «Круге чтения». Очень грустно, что вы так недовольны своей работой. Вы столько отдали ей. Не слишком ли вы строги к ней?.. Пусть корректуры будут у вас, сколько бы ни понадобилось, великий грех был бы торопить вас» (ГМТ).

К работе над корректурами Толстой привлек приехавшего в Ясную Поляну 16 февраля Ф. А. Страхова. На вопрос Страхова: «Могу ли быть вам полезен для «Круга чтения»?», — Толстой ответил ему:

«— Да, проредактируйте его. Знаю, что вы это сделаете надлежащим образом».[5]

  1. Д. П. Маковицкий, «Яснополянские записки», вып. 2, стр. 32.
  2. Там же, стр. 35.
  3. Под заглавием «Часовщик» появился в печати отрывок из письма Толстого к Н. Л. Озмидову от 4 октября 1886 г. (см. т. 63, стр. 382—386).
  4. Д. П. Маковицкий, «Яснополянские записки», вып. 2, стр. 40—41.
  5. Там же, стр. 47.
569